Категория: Неограниченные возможности
РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СИСТЕМЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «РИСУЮЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Краткая аннотация
Авторский опыт работы «Рисующие пальчики» представляет собой систему интерактивных упражнений, направленную на развитие графических навыков у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата. Система «Рисующие пальчики» соответствует федеральным государственным требованиям в области интеграции образовательных областей и формирования у детей интегративных качеств. Статья будет интересна и полезна педагогам, использующим в работе современные информационно-коммуникативные технологии.
Одним из важных аспектов Федерального государственного стандарта дошкольного образования является требование «обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [6].
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении воспитываются как нормально развивающиеся дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Значительная часть из них – воспитанники с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для того, чтобы они в полной мере усвоили образовательную программу, педагогический коллектив дошкольного учреждения в рамках региональной инновационной площадки разработал интерактивный авторский методический комплекс. В состав данного комплекса входит методика «Система интерактивных упражнений для развития графических навыков в изобразительной деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Рисующие пальчики» (далее «Рисующие пальчики»). Данная методика имеет экспертное заключение научно-методического совета Нижегородского института развития образования.
Одной из особенностей, характеризующих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, является недостаточная сформированность ручной моторики. У них наблюдается повышенный или пониженный тонус мышц, неправильная установка конечностей и контрактуры суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук.
Многие дети с двигательными нарушениями испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин. Часто ребенок не ориентируется в частях собственного тела, у него трудно формируются пространственные понятия, проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма. А.Д. Бугримова отмечает: «Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений: отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, нарушение пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. У них прослеживаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования» [2, с.73].
У детей наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию шаблонов, повторяющихся из рисунка в рисунок. Отсюда узость тематики рисунков, их схематизм. Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
Двигательная недостаточность препятствует формированию зрительно-моторных связей. И.А. Грошенков отмечает: «Графические умения и навыки, столь необходимые для изобразительной деятельности, требуют единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации» [3, с. 9]. Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю. В связи с тем, что этот процесс у детей нарушен, процесс формирования изобразительной деятельности и графических навыков у них затруднен.
При условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия средствами рисования у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается положительная динамика в развитии: активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики. Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными возможностями здоровья очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. В процессе рисования формируются личностные качества — усидчивость, целеустремленность, желание как можно лучше исполнить свою работу.
Существуют отдельные исследования (Бабенкова Р. Д., Симонова Н. В.), предлагающие некоторые приемы развития графических навыков у детей с двигательными нарушениями, однако какая-либо система, направленная на формирование графических навыков в изобразительной деятельности у этих детей до сегодняшнего дня отсутствует.
Кроме этого, на современном этапе недостаточно разработана тема использования современных информационно-коммуникативных технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Между тем, данное средство может быть эффективным подспорьем для развития графических навыков в изобразительной деятельности.
Итак, актуальность нашего опыта определяют:
— недостаточная сформированность мелко- и крупномоторных движений и зрительно-моторной координации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— отсутствие исследований и практического опыта о роли информационно-коммуникативных технологий в развитии графических навыков и навыков рисования у детей.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является разработка и апробация системы интерактивных упражнений «Рисующие пальчики» для дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, повышающей возможности обучения изобразительной деятельности, письму.
В работе с детьми по развитию графических навыков средствами изобразительной деятельности мы использовали интерактивную доску. Она имеет сенсорный экран, на котором ребенок может управлять изображением с помощью пальцев руки.
Ребенку с нарушением мелкой моторики рук трудно, а зачастую просто невозможно держать в руке кисть, менять краски, сохранять определенный нажим, следить за направлением движения кисти и совершать иные сложные действия. На сенсорной интерактивной доске дети могут рисовать непосредственно пальцами руки, используя виртуальную кисть, для которой все параметры реальной кисти задаются простым прикосновением к экрану и вполне доступны для ребенка. Ему открываются практически неограниченные возможности в рисовании — ребенок может пальцами поменять акварель на масляную краску или карандаш, что в реальной жизни для него просто невозможно. Не менее важной является функция интерактивной доски отменять и повторять действия. Возможность корректировать свою работу в соответствии с замыслом мотивирует детей на самовыражение, реализацию творческого потенциала, повышает уверенность в своих силах.
В работе нами использовалась сенсорная интерактивная доска, работающая по технологии Touch. Она идеально подходит для работы с детьми дошкольного возраста: представляет собой татч-матрицу, комбинированную с жидкокристаллическим телевизором LG с диагональю 32’, и дает массу преимуществ перед популярными сегодня проекторными интерактивными досками, которые устанавливаются в современных школах:
- Доска не требует затемнения помещения. Она имеет очень четкое изображение и точную цветопередачу. Это снижает нагрузку на глаза для детей с нарушениями зрения.
- Доска оборудована встроенными динамиками. Это позволяет синхронизировать звук, что благотворно сказывается на ориентации детей с нарушениями слуха.
- Доска имеет оптимальные размеры для детей дошкольного возраста, и интегрируется с любым неспецифическим программным обеспечением.
Разработанная нами система «Рисующие пальчики» направлена на развитие и коррекцию графических навыков в изобразительной деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
За основу мы взяли методику обучения рисованию детей с детским церебральным параличом Г.В. Кузнецовой [5]. Ряд упражнений, предложенных ей, могут быть включены в изобразительную деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. В разработке системы мы также использовали пособие М.А. Касицыной «Рисующий гномик» [4]. В данном пособии представлена система упражнений для развития графических навыков у детей с задержкой психического развития.
При организации работы с детьми мы учитывали степень двигательных нарушений у детей (предусмотрены задания разного уровня сложности) и давали задания, которые способствовали развитию самостоятельных решений и выбору способов изобразительной деятельности.
Свою деятельность мы строили на основе игры. «Информатика входит в жизнь детей через игру. Это вызывает у них большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей, живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная» [1, с. 58]. Интерактивные упражнения направлены не только на освоение изобразительных и графических навыков, но и на развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления и зрительно-моторной координации. Они учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Все игры и упражнения сопровождаются анимированным персонажем – медвежонком Винни-Пухом. Он дает детям задания, задает вопросы, просит разрешить проблемные ситуации. Курс рисования на интерактивной доске предусматривает сочетание заданий воспитателя и игрового персонажа Винни-Пуха. Данный курс осуществляется при информационной поддержке педагога дополнительного образования по информатике.
Занятия по изобразительной деятельности на интерактивной доске проводится 1 раз в неделю в утренний отрезок времени длительностью в старшем дошкольном возрасте – 25 минут, в подготовительном — 30 минут.
Занятия предполагают решение задач всех образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В систему «Рисующие пальчики» включен познавательный материал, во время занятий решаются задачи художественно-творческого¸ речевого, а также социально-коммуникативного развития.
Обязательным компонентом занятий является использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Для снятия зрительного напряжения проводится гимнастика для глаз. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин), но регулярном проведении, она служит эффективным средством профилактики утомления. Кроме гимнастики для глаз мы включаем в рисование пальчиковую гимнастику, двигательные задания, массаж и самомассаж рук; дети имеют возможность свободно передвигаться. Все это, а также ограничение времени нахождения около экрана, способствует выполнению задач области «Физическая культура».
Определены два этапа в работе с детьми: для детей 5-6 и 6-7 лет.
Задачи первого этапа (для детей 5-6 лет):
- Знакомство детей с интерактивной доской, ее инструментами, практическое освоение способов действий на ней.
- Обучение ориентировке на плоскости экрана и листа бумаги с помощью интерактивных игр и упражнений.
- Упражнение в рисовании разнообразных линий (вертикальных, горизонтальных, кривых, ломаных и др.) на интерактивной доске и листе бумаги.
- Развитие восприятия формы, величины, цвета в процессе рисования геометрических форм.
- Обучение рисованию элементарных сюжетов на интерактивной доске и бумаге.
Задачи третьего этапа (для детей 6-7 лет):
- Закрепление навыков работы на интерактивной доске.
- Совершенствование графических навыков рисования линий и форм в сюжетном рисовании на интерактивной доске и бумаге.
- Упражнение детей в разных видах штриховок.
- Обучение рисованию человека, животных по трафаретам, схемам, образцу, самостоятельно в системе интерактивных игр и упражнений.
- Формирование умения создавать сюжетный рисунок на экране и листе бумаги.
Содержание работы на первом этапе
Первоначальной задачей первого этапа является знакомство детей с интерактивной доской, ее инструментами, разнообразными способами действий. Дети учились ориентироваться на плоскости экрана и листа бумаги, осваивали такие понятия, как «верх», «низ», «верх экрана, листа», «низ экрана, листа», «середина», «лево», «право» и т. д. Для этого разработаны упражнения «Цветочная полянка», «Зонтики и дождик», «Мишутка заболел» и др.
После того, как дети освоили основные способы действий на интерактивной доске и научились ориентироваться на ней, мы провели серию интерактивных игровых упражнений, которые направлены на обучение и совершенствование рисования:
–прямых вертикальных линий;
— горизонтальных линий;
— кривых, волнистых, ломаных линий;
–геометрических фигур;
— предметов, состоящих из линий и геометрических фигур (дом, лесенка, дерево, снеговик и др.);
— элементарных сюжетов (цветущий луг, грибная полянка, елка с игрушками и др.).
Линия является одним из основных элементов графического языка. Она является прообразом строки. Вначале на интерактивной доске мы рисовали с детьми дождик, который идет из тучек, привязывали нитки к шарикам. Детям нужно было подобрать нитку именно такого же цвета, как шарик. Во время этого упражнения дети учились проводить вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх. Последующие упражнения были направлены на закрепление полученных навыков рисования вертикальных линий, но уже карандашом на бумаге. Дети рисовали в альбомах, в которых имеются рисунки, которые нуждаются в завершении: коврики для кукольного уголка, стебельки к цветам, палочки к флажкам. Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.
Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задачи более сложные с точки зрения пространственной ориентации. Основная задача при проведении горизонтальной линии — сохранение параллельного направления. Линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Детям, затрудняющимся провести линию от начала экрана или альбомного листа до конца, мы делали более короткие «маршруты» и разрешали останавливаться, чтобы, ориентируясь на более коротких отрезках, все-таки удержать направление линии. Так, в упражнении «Лесная эстафета» предусмотрены дорожки разной длины для детей, имеющих двигательные нарушения разной степени сложности.
Задания постепенно усложнялись. После освоения рисования горизонтальных линий мы давали задания проведения этих линий на ограниченной поверхности: «проехать» на самокате по широкой и узкой дорожке (ширина дорожки зависела от психофизических возможностей детей).
Для обучения рисованию кривых линий вначале мы использовали ориентиры в виде тропинок в лесу (занятие «В лес за грибами»), затем дети должны были самостоятельно выбрать путь, чтобы не задеть препятствия в виде кустов и деревьев (занятие «Мишутка дарит подарки дедушке и бабушке»).
Программа, которую мы выбрали, имеет интересные функции, одной из которых является сюжетность. Например, линия обозначена в виде белочки, зайчика, бус. Это создает дополнительный эмоциональный интерес у детей. Мы учитывали данные функции при подборе заданий (занятие «Лесная эстафета», «Бусы на елку» и др.). Конспект игровых упражнений «Бусы на елку представлен в приложении.
Каждое задание включает решение не только графических и изобразительных, но и других, не менее важных задач. Например, в задании «Мишутка собирает грибы» решались задачи ориентировки в пространстве, познания (назвать грибы), безопасности (съедобные и несъедобные грибы). Кроме этого, детям была предоставлена ситуация самостоятельного выбора (по каким дорожкам Мишутка пойдет собирать грибы, а по каким нет и почему?). Таким образом подобранные задания интересны для детей и способствуют более эффективному выполнению задач.
Мы уделяли особое внимание детям с тяжелыми двигательными нарушениями. Таким детям с большим трудом удается соединить между собой точки как близлежащие, так и удаленные друг от друга. Для коррекции этих нарушений, связанных с нарушением пространственного восприятия, мы использовали упражнения на соединение разноудаленных точек. Начинали с более простых заданий: точки на экране располагались на небольшом расстоянии друг от друга, затем расстояние постепенно увеличивалось, так же, как и количество точек. Точки, которые следует соединять, сначала обозначали одним цветом (соедини красные точки, соедини синие и т. д.). Затем дети рисовали «лесенки», «заборчики», «елочки». При рисовании «елочек» с параллельным расположением «веточек» ставится задача выдержать размер и симметричность элементов. На первом этапе обучения применялись ориентиры в виде точек для того, чтобы дети могли соизмерять свои движения с необходимым размером при рисовании.
Особое внимание мы уделяли показу способов выполнения того или иного движения. Одним из важных приемов является подражание действиям воспитателя.
Кроме этого, мы применяли способ механического руководства, т.е. сами направляли руку ребенка. Этот метод, предложенный И.А. Грошенковым, для некоторых детей стал наиболее эффективным, т.к. после нескольких совместных упражнений они оказались способны воспроизвести правильное движение. После этого мы переходили к действиям по подражанию, а затем к самостоятельным действиям.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата рисование ломаных и волнистых линий представляет большую трудность. Г.В. Кузнецова отмечает, что «это связано с нарушением функции переключения движения, ритма, в неудержании направления линии»[5].
Поскольку перечисленные недостатки напрямую связаны с навыками письма в дальнейшем, их коррекция имеет большое значение. Мы предлагали детям упражнения, направленные на обведение волнистой и ломаной линии по трафарету (занятия «Винни-Пух в гостях у Умки», «Винни-Пух путешествует в Африку»). При этом «горки», т. е. ломаная кривая линия, проводимая ребенком, должна быть выше или ниже уже проведенной. Следующим этапом было проведение ломаной кривой по намеченным точкам. И эти линии также должны быть с «горками» различной высоты.
Обучение рисованию геометрических фигур мы начали с окружности, затем дети учились рисовать квадрат, треугольник и другие фигуры (рисование на тему «Винни-Пух готовит угощение на праздничный стол», «Винни-Пух в мастерской Деда Мороза» и др.).
Для того, чтобы ребенок мог лучше дифференцировать геометрические фигуры, мы учили совмещать их при рисовании каких-либо предметов. Например, квадрат и треугольник используются при рисовании «дома» (рисование на тему «Теремок»). Таким образом решалась задача создания несложных сюжетов. При создании сюжетов дети использовали полученные ранее навыки рисования линий, геометрических фигур. Около дома дети могли нарисовать знакомые предметы (траву, цветы, дерево), а около елки – грибы, лесные тропинки.
Содержание работы на втором этапе
На втором этапе содержание интерактивных занятий постепенно усложнялось. Дети осваивали разные виды штриховок, учились рисовать животных, людей, создавать более сложные сюжетные рисунки. На этом этапе упражнения были направлены на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.
Графические упражнения по выработке навыка точного однородного движения для заштриховки какой-либо фигуры, навык произвольного изменения направления линии, навык замедления и ускорения темпа движений, навык ритмичного проведения однородных повторных движений предусмотрены в занятиях «Мы давно блинов не ели», «У Винни-Пуха новоселье», «Полосатый котенок на весенней лужайке» Эти рисунки требуют многократного повторения одних и тех же движений, но при этом выполняются с интересом, так как эти действия мотивированы.
С целью формирования пространственных представлений эффективно использовать упражнения на дорисовывание недостающей половины симметричной фигуры. Обычно дети с нарушением опорно-двигательного аппарата изображают ее с большими искажениями, чаще всего — меньшей по размеру. Перед тем, как научить рисовать детей на интерактивной доске симметричные фигуры, мы давали им задание в технике аппликации — поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее. Далее использовались занятия «Скоморох», «Винни-Пух и его друзья в ателье мод». «Секрет» точек заключался в том, что они были двойными: один контур точек воспроизводил точную копию половины рисунка, второй – уменьшенную или увеличенную. Перед детьми стояла проблема выбора: рассекретить точки, чтобы изображение получилось красивым, правильным.
Практический опыт работы с детьми с двигательными нарушениями подтверждает, что наиболее трудным для них является изображение животного и человека. Мы предложили начать рисовать человека с изображения его розовой краской на экране. Изображение должно было быть схематичным, лицо во время первого упражнения не прорисовывается. В дальнейшем дети рисовали человеку лицо, волосы и «одевали» его, т. е. рисовали поверх розовой краски какую-либо одежду.
Мы показывали детям образцы рисования человека, помогали разместить поэтапно на плоскости экрана. Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, мы активно помогали детям справиться с этим заданием, все время напоминая о том, где располагаются части тела, обращали их внимание на образец и т. д.
Не менее сложным для детей является рисование фигуры животных. Для этого мы предлагали упражнения на составление животного из геометрических форм, подбор недостающих частей тела, рисование по точкам, самостоятельное рисование.
В том случае, когда ребенок, по тем или иным причинам, связанным с его заболеванием, не мог самостоятельно нарисовать человека или животное, мы применяли рисование по трафарету. Активно-пассивное рисование, в любом случае, полезно, так как изображение по трафарету заставляет ребенка почувствовать направление движения руки по контуру фигуры, при этом взрослый попутно поясняет: начнем рисовать голову, она круглая, а теперь нарисуем шею, теперь — туловище, вот руки, вот ноги. Рисование должно быть медленным. Взрослый тесно прижимает палец ребенка к контуру трафарета. Это действие нужно проводить многократно, добиваясь в дальнейшем самостоятельного рисования.
В последующих упражнениях дети подбирали человеку одежду, животным – соответствующую шубку (овечке — кудрявую, ежику – колючую, зайчонку – пушистую).
Для обучения приемам сюжетного рисования мы вначале использовали прием дорисовывания сюжета, изображенного на экране. Причем дети дорисовывали сюжет предметами, которые уже научились рисовать. Например, к кораблю пририсовывали море (волнистые линии), к машинам – дорогу (горизонтальные линии) и дома (горизонтальные и вертикальные линии), к зайцам — елочки (треугольники или параллельные линии). При этом обращали внимание детей на пропорциональность изображения (елочки больше зайцев, чтобы зайцы могли спрятаться за ними), на изображение предметов на всей плоскости экрана (вверху – облака и солнце, внизу – травка, справа – дом, слева – деревья и т.д.).
На последующих этапах дети учились придумывать и создавать сюжетные рисунки самостоятельно.
В результате использования системы «Рисующие пальчики» дети с легкими двигательными нарушениями в полной мере научились рисовать сюжеты на интерактивной доске и листе бумаги, овладели необходимыми графическими умениями.
У детей с тяжелыми двигательными нарушениями остаются трудности в овладении графическими навыками, особенно в тех заданиях, где необходима точность попадания, а именно – соединение точек; они не могут нарисовать фигуру человека и животных, им очень трудно дается рисование мелких изображений. Однако дети стали более уверенно изображать прямые, волнистые, кривые линии, линии в разных направлениях, научились изображать геометрические фигуры по опорным точкам и образцу, стали проявлять большую самостоятельность при рисовании элементарных сюжетов с помощью взрослого и самостоятельно.
Положительным моментом у всех детей стало повышение мотивации и проявление эмоционального интереса к изобразительной деятельности, повышение самооценки через положительное отношение окружающих к результатам рисования.
Можно сделать вывод о том, что интерактивные упражнения являются важной составной частью целостного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, обладают уникальными и эффективными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Анохина А.В., Кочнова О.Н. Дошкольник и компьютер // Воспитатель ДОУ № 6 – 2012.
- Бугримова А.Д. Нетрадиционные техники рисования // «Воспитатель ДОУ» № 6 – 2012.
- Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1993.
- Касицына М. А. Рисующий гномик. Формирование графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР – М.: Гном и Д, 2007.
- Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. http://vseref.ru/view-c0039881.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155