Категория: Организация воспитательной работы
СУДЬБЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
Бывают такие исторические события, роль которых с годами не снижается, а наоборот, своей святостью, величием, или же незабываемым героем врезается в память. Великая Победа в Отечественной войне – именно такое событие. Великой Победе – более полувека, однако ужас войны, страшное горе, переплетенная тяжелыми испытаниями жизнь военной поры до сих пор в памяти народа.
Судьба Арского педагогического колледжа, организованного в 1930 году как педтехникум, с 1937 года существовавшего как педучилище, и реорганизованного в педколледж в 1992 году, неразрывно связана с героической и славной историей нашего народа, его благородными идеалами, чаяниями, трудными испытаниями, трагическими поражениями, ошибками и радостными победами.
Особой строкой в историю педучилища вписано военное лихолетье, прервавшее его нормальную деятельность, заставившее путем неимоверного напряжения сил и средств выжить и выстоять, не прекращая подготовку учительских кадров.
Данное исследование представляет собой отчет о моей работе по сбору информации об истории Арского педучилища в годы войны в составе поисковой группы военно-патриотического клуба «Прометей» АПК.
Раскрывая историю АПК в годы войны, мы ставили перед собой следующие задачи:
во-первых, максимально полно воссоздать картину истории самого училища в данный период;
во-вторых, восстановить имена участников Великой Отечественной войны, которые учились или работали в Арском педагогическом училище.
В связи с поставленными задачами выстраивается структура нашей исследовательской работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
К сожалению, воссоздать полную картину жизни и деятельности педучилища в годы войны не представляется возможным, мы не можем даже перечислить поименно всех, кто сменил учебные классы на солдатские окопы и блиндажи. Дело в том, что основной источник этой информации – книги приказов по училищу- были утеряны при переезде из пос. Урняк, где располагалось педучилище в годы войны, в своё основное здание в Арске после ликвидации в нём госпиталя для немецких военнопленных в 1946 году.
Определённую информацию, проливающую свет на жизнедеятельность педучилища в интересующий нас период, содержат книги решений педсовета, хранящиеся в архиве райсовета, но и они сохранились лишь за 1944 и 1945 годы. Весьма ценный и интересный материал мы смогли получить, работая в хранилищах Национального архива РТ. И всё же основным источником информации в сложившихся условиях остаётся «живая память» — воспоминания непосредственных участников и очевидцев событий тех лет.
Война нарушила нормальную работу училища. Она сразу же отрицательно сказалась на хозяйственной и учебно-воспитательной базе училища, поставив его почти на грань выживания.
В августе 1941 года учебное здание АПУ, общежития, хозяйственные постройки со всем имуществом и инвентарем были переданы военным властям для организации госпиталя раненых немецких военнопленных. Вся территория была окружена колючей проволокой. Здание педучилища увидело многое: и смерть немецких солдат от ран, и милосердие наших врачей и медсестер.
О бедственном положении, в котором оказалось педучилище в данный период, свидетельствует ряд документов. В частности, в докладной председателю Совнаркома ТАССР зам. наркома просвещения Сайфуллин отмечает: «в полный упадок пришла материальная база Арского педучилища, переведённого за 18 километров от Арска в бывший совхоз «Урняк», что не даёт возможности создания для учащихся и учителей нормальных условий, как бытовых, так и для учебно-воспитательной работы».[1] В справке наркома просвещения Контюкова: «Общежитие учащихся находится в каменном здании иного предназначения, мало подходящем для использования в качестве человеческого жилья».[2]
Перебазирование педучилища поставило его также в исключительные условия в плане продуктово-продовольственного снабжения учащихся и преподавателей.
В докладной записке наркомпроса в Совнарком ТАССР за подписью наркома просвещения Контюкова и председателя обкома Союза учителей Ильиной «О материально-бытовом положении учителей ТАССР» указывается на перебои в снабжении, в частности: «…Учителя АПУ в декабре месяце не получали хлеб за 15 дней. Установленная государством норма (600 гр. хлеба в день для учителей и 400 гр. для иждивенцев и детей) безответственно урезается, доходя до 300 гр. для учителей и 200-100 гр. иждивенцам и детям. А вместо печеного хлеба или муки, хлебный паек выдается рожью или овсом, или овсянкой плохого качества.[3]
Еще одна острая проблема, которую пришлось разрешать ценой неимоверных усилий – это холод в учебных помещениях и общежитиях.
Хотя педучилище и располагалось в лесу, заготовить достаточное количество дров оказалось весьма проблематичным.
В справке наркома просвещения ТАССР Контюкова о подготовке педучилищ республики к 1943-44 уч. году отмечается: ”Большие затруднения с дровозаготовками испытывает Арское педучилище. Согласно приказу Наркомторга СССР за №99 от 14/V-42г. дровозаготовители должны получать 600 – 800 гр. хлеба в день. Между тем, учащиеся Арского педучилища, отправленные на дровозаготовку, продолжают получать по 400 гр. хлеба”.[4]
Необходимо отметить, что норма выработки была установлена достаточно высокая – 2 м3 на человека в день. Да и объемы работ внушительные. В частности, 20 студентов, направленные на дровозаготовку с 1 июля 1943 г., должны были заготовить 1300 м3 дров.[5]
Но на этом проблемы не заканчивались. С таким большим трудом заготовленные дрова не на чем было доставить в училище. И вновь приходилось впрягаться студентам. Студентка 1942-44 годов, профессор Хасанова Марьям Хасановна, вспоминает: “зима 1941-42 г. была особенно суровой, а наше “общежитие” (до войны там, говорят, была совхозная кроличья ферма) практически не отапливалось, в комнатах застывала вода. Мы ежедневно после занятий шли в лес, отыскивали там занесенные снегом поленницы и, утопая по пояс в снегу, тащили на своих плечах эти тяжелые, сырые, метровые бревна к общежитию. Уже в темноте, распилив и расколов их, топили печи. Но сырые дрова не разгорались, а только тлели и дымили. Естественно, рассчитанная на ужин картошка в маленьких чугунках, поставленная в печь, также не сваривалась. Вот так, почти каждый день, усталые и голодные, не раздеваясь, валились мы в сырую и холодную постель. В учебных кабинетах царила такая же картина”.[6]
Как правило, на одной кровати спали по два-три человека. Подушки, одеяла привозили из дома, и лишь матрацы, наполненные соломой, принадлежали училищу. В этих матрацах заводились и размножались мыши. Электричества не было. В общежитии пользовались керосиновыми лампами, керосина было мало, его не хватало и на полночи. Уроки готовили под светом «коптилки». [7]
На критическое положение в училище оказывала влияние и частая смена руководства и преподавателей.
Наиболее частая сменяемость кадров наблюдалась среди преподавателей военного дела. Так, за период с 1943 по 1945 гг сменилось шесть преподавателей.
Взрослые и молодые добровольцами шли на войну. Так, 23 июня 1941 года выпускной класс Арского педагогического училища полным своим составом во главе с преподавателем русского языка и литературы В.Шигаревым отправился на фронт. Большинству из них, также как и их учителю, вернуться с войны живыми было не суждено. В последующие годы ушли воевать многие преподаватели и студенты. «Ученика II русского класса Пантелеева Александра освободить от учебы в связи с уходом в ряды РККА»1, или «В связи с призывом в ряды РККА лейтенанта Козлова Г.Н. освободить от должности военрука училища».2 Приказы подобного рода были нормальным явлением в военные годы.
Различными оказались судьбы выпускников предвоенной поры. Кто-то, как капитан Карим Садыков, воевал в артиллерии, другие, как Гани Нуриев, служили в стрелковых войсках, кто-то, как бывший секретарь комитета комсомола училища Дими Гараев, волею судеб был вынужден сражаться с фашистами в составе партизанских отрядов, другие, как Мингали Хасанов, во фронтовой разведке. Одни были призваны в действующую армию по набору, другие, как Зайтуна Юнусова, после настойчивого обивания порогов военкомата с просьбой об отправке на фронт добровольно. Одни пали в боях с противником, другие прошагали по дорогам войны до самой победы, иные, как Зия Сафин, едва вступив в войну, возвращались домой искалеченными. Одни стали солдатами, другие не менее самоотверженно трудились на ниве образования, иные, как Марьям Гайнуллина, лишь начав свою педагогическую биографию, были вынуждены взвалить на свои еще не окрепшие девичьи плечи нелегкое бремя управления перестраивающимся на военные рельсы хозяйством. Но где бы ни оказались питомцы Арского педучилища в годы военного лихолетья, на фронте или в тылу, в солдатских окопах или школьных кабинетах, каждый из них на своем месте вносил свой посильный и достойный вклад в дело Великой Победы.
Несмотря на всякого рода трудности, коллектив Арского педагогического училища продолжал самоотверженно трудиться.
Учитывая заслуги педучилища в деле подготовки учительских кадров для национальных школ республики и в ознаменование 60-й годовщины татарского народного поэта Габдуллы Тукая, в феврале 1946 года Совнаркомом Татарской АССР и Татарским Обкомом ВКП(б) было принято решение о присвоении Арскому педагогическому училищу имени уроженца Арской земли Габдуллы Тукая.[8]
Однако носить это высокое имя училищу не пришлось. Принятие данного постановления совпало по времени с волной репрессий в отношении ряда преподавателей, завуча и директора училища. Документ сдали в архив, где он и пролежал в запасниках почти 60 лет и был случайно обнаружен нашей поисковой группой в процессе сбора информации об истории АПК в связи с его 75-летним юбилеем.
Сегодня историческая справедливость восторжествовала и Арский педколледж получил право носить и прославлять имя великого Тукая.
Список использованных источников и литературы
I.Источники.
1.1.НАРТ. Ф.Р -3682, оп. 1, д.1795.
1.2.ЦГАИПДРТ, Ф. – 15, оп.11, св.55, д.311.
1.3.Архив АПК:
— Книга приказов №4 АПУ (1938-1940);
— Книга приказов №5 АПУ (1940- 1941);
— Книга приказов № 7 АПУ (1943-1945);
— Книга приказов №8 АПУ (1947-1949).
1.4. Протоколы педсовета АПУ за 1945г. Ф.-139, ед.хр.- №2. (Архив Арского района).
1.5. Протоколы педсовета АПУ за 1946г. Ф. – 139, ед.хр. -№4. (Архив Арского района).
1.6. Воспоминания Т.Мустафина. (Личный архив автора).
1.7. Воспоминания М.З.Мусина. (Личный архив автора).
1.8. Воспоминания К.К.Кадырова. (Личный архив автора).
1.9. Воспоминания Н.П.Лопаткиной. (Личный архив автора).
1.10. Воспоминания З.Ш.Юнусовой. (Личный архив автора).
1.11. Воспоминания М.Г.Ибрагимова. (Личный архив автора).
1.12 Воспоминания Ш.З.Шамеева. (Личный архив автора).
1.13. Журнал краеведческого кружка. (Под ред. А.И.Хабибуллина), Арск, 1971. – Арская центральная библиотека.
1.14.История АПК (1930-1996). Альбом в 4-х ч.(Под ред. Х.Ф.Хайруллина) – Арск,1996. – Ч.1. – Музей АПК.
1.15.Педколледжу – 70 лет. И.А.Сагдеев. – Арский вестник, 2000.
1.16. Из истории образования в Арском районе. С.Волков. — Арский вестник.
1.17.Надершина Р. Жизнь промелькнула быстрой молнией.- Арский вестник, 2003.
1.18.Овчинникова Л. Никто не верил, что мы вернемся… — Комсомольская правда,1997.
1.19.Разведчик из Арска. – Вестник юстиции, 2005, стр. 18-27.
II.Литература.
2.1 М.Магдиев. Мы – дети сорок первого года. – М.:Детская литература,1981. -142с.
2.2 В.Ильин. Партизаны Бука. Записки комиссара отряда. – «Вымпел», 2004.
2.3. Арский педколледж – школа педагогического мастерства./под ред. Г.Ш.Гайнутдинова. – Казань,2000.-213с.
.
[1] НАРТ. ф.-Р-3682-оп.1-д.3123-л.427
[2] НАРТ. ф.-Р-3682-оп.1-д.3124-л.142
[3] НАРТ.ф.-Р-3682-оп.1-д.3238-л.9
[4] НАРТ.Ф.-Р-3682-оп.1-д.3124-л.142
[5] НАРТ.Ф.-Р-3682-оп.1-д.3123-л.330
[6] Воспоминания Марьям Хасановой.(Личный архив автора).
[7] Воспоминания Талгата Мустафина.(Личный архив автора).
1 Книга приказов №5 АПУ. Приказ №16 . – Л.4.
2 Книга приказов №7 АПУ. Приказ №47 от 23 марта 1944г. – Л. 76.
[8] НАРТ.ф-Р-128-оп.3-д.122-л.379