ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

32
Автор: Стародубцева Любовь Семеновна, преподаватель психологии, кандидат психологических наук ГАПОУ «Педагогический колледж» г. Орска Оренбургской области
Категория: Педагогические технологии

Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения  позволяет управлять и учебным процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности.

Напомним, что учение имеет полимотивированный характер и опирается на две подсистемы сознания – эмоциональную и рациональную. Эмоциональная подсистема связана с внешней, а рациональная – с внутренней мотивацией. Внешняя мотивация обусловлена воздействиями извне, а внутренняя мотивация связана с внутренними психическими побуждениями.

Отсутствие внутренней мотивации учения и чрезмерная выраженность внешних мотивов является характерными чертами современного образования, на это указывают специальные исследования по проблемам мотивации и деятельности субъектов образовательного процесса, например Н. В. Мормужевой.

Как мотивировать студентов, подверженных внешним стимулам, имеющимися в педагогическом арсенале средствами? В копилке каждого педагога есть те приемы мотивации студентов, которые с успехом «работают». Проблема в том, насколько они эффективны для студентов разных групп, да и внутри одной группы. Отвечают ли они потребностям каждого отдельно взятого студента?

Решением этой проблемы мы считаем потребностно-мотивационный подход в обучении. Потребностно-мотивационный подход (учет потребностей при выборе приемов мотивации) в обучении предполагает следующую технологическую цепочку.

Исследовательский этап – предусматривает изучение потребностно-мотивационной сферы студентов. Для изучения потребностей студентов мы используем методику «Уровень развития потребностей в обучении» Н. Л. Галеевой.

Проектировочный этап – отбор и конструирование учебного материала и моделирование процесса обучения с использованием подходящих для мотивирования студентов приемов. На этапе проектирования мы успешно используем примеры учебных приемов, «коэффициент полезного действия» которых наиболее высок на каждом из выявленных уровней развития потребностей в обучении (по А. К. Марковой).

Исполнительский этап – реализует поставленные цели через отобранное содержание и соответствующие ему формы и методы обучения.

Таким образом, представленная технологическая цепочка направлена на коррекцию деформированных потребностей и выращивание новых в соответствии с компонентами содержания образования и возможностями учебной дисциплины.

Покажем мотивационные ресурсы учебной дисциплины «Психология». Мотивация к обучению должна осуществляться учителем на всех этапах организации учебной деятельности. Но особую значимость она имеет на этапе введения в учебную деятельность. На мотивационном этапе учебного занятия у студента должен возникнуть импульс к открытию нового знания, новых закономерностей, поиску путей решения познавательных задач. Мотивационный этап учебного занятия призван интегрировать рациональную и эмоциональную сферы сознания обучающихся и выступать начальным этапом смыслообразования.

Важную роль играют приемы создания учебно-проблемной ситуации, в которых предъявляемая информация в той или иной мере сталкивается с прежним опытом студента. Ситуации, вызывающие познавательное затруднение, могут складываться в тех случаях, когда студенту предъявляется:

1) факт, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний;

  • Как вы думаете, что произойдет с вами, если вас с надувными подплечниками поместить в ванну с водой, температура которой равна температуре вашего тела, причем таких размеров, что вы не сможете достать ни до краев, ни до дна, в пустой темной комнате с полной звукоизоляцией?

После обсуждения идет переход к теме урока: «Сегодня на уроке мы сможем понять, что такое ощущения, как они возникают и какую роль играют в жизни человека. В ходе урока вы сможете проверить правильность своих выводов».

2) яркий жизненный факт, история, случай;

  • Как бы вы назвали человека (его имя открою позже), который задумал сварить яйцо, взял в руки часы, чтобы заметить начало варки, а спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы? Что бы вы сказали об особенностях его внимания?

Теперь откроем его имя- Исаак Ньютон, известный английский физик, автор трех законов динамики. Как возможно, что у Ньютона случались такие недоразумения, мы узнаем в ходе изучения новой темы «Внимание».

3) загадки, пословицы, поговорки, стихи, отражающие предстоящее познание;

  • Я загадала психический процесс, который нам предстоит изучать сегодня, и убеждена, что его можно отгадать, задав максимально три вопроса, на которые я отвечаю «да» или «нет». Попробуем отгадать? Попробуем отгадать за три вопроса? Попробуем отгадать за два вопроса?
  • После прослушивания стихотворения А. Барто «Сережа учит уроки» предположить недостающие ему качества, что позволит перейти к теме «Воля».

4) этимологическая справка о происхождении известных слов;

  • Сегодня мы начинаем разговор о младших княжеских дружинниках на Руси 10-12 вв., которые участвовали в походах и сборах дани.

Вы удивлены, что будем говорить об этом на психологии? Именно этих младших дружинников называли отроками. Теперь вам понятно, о каком возрастном этапе мы будем говорить?

5) метафорические высказывания мыслителей разных эпох;

  • Иммануил Кант говорил «Учить не мыслям, а мышлению».

Что значит это высказывание? Почему мысли противопоставляются мышлению? После обсуждения обнаруживается недостаточность знаний по теме «Мышление».

6) опыт, мини-эксперимент;

  • В начале темы «Ощущения» используется опыт, обнаруживающий иллюзию Аристотеля (ей больше 2300 лет): закрыть глаза, покатать на гладкой поверхности металлический шарик, перекрещенными указательным и средним пальцами (будет казаться, что шариков два). Эффект удивления и интерес обеспечен. Можно вернуться к этому опыту при разговоре о тактильных ощущениях.

7) видеофрагмент как объект исследования;

  • После просмотра видеофрагмента проекта «Удивительные люди» о самом юном полиглоте Белле Девяткиной идет включение в тему на основе вопросов:

— почему программа называется «Удивительные люди»?

— чем вас удивила Белла Девяткина?

— какими словами, кроме «удивительная», вам хочется о ней сказать?

Так осуществляется переход к одаренности и формулированию темы.

8) интрига в анонсе темы.

  • Именно сегодня вы сумеете понять, почему нагрузка на сердце первоклассника на уроке сопоставима с нагрузкой сердца космонавта в условиях невесомости (данные М.М. Безруких, директора Института физиологии РАН). Не пропустите!

На этапе собственно деятельности (актуализация ранее изученного, изложение и закрепление нового материала) мы используем приемы, мотивирующие аудиторию на активное осмысление полученных знаний.

Сравнение – нахождение общих и (или) отличительных признаков понятий, процессов и др. Например, предлагается найти сходство и различие эмоций и чувств, ощущения и восприятия и др.

Нахождение лишнего — в каком-то блоке предметов, признаков, суждений выделить лишнее (не подходящее для данной группы). Например, найти лишнее в группе: мышление, внимание, воля, восприятие, память, воображение и обосновать причину своего выбора.

Голосование – предлагается ряд утверждений, с каждым из которых необходимо либо согласиться (тогда поднять руку), либо не согласиться (не поднимать руку). Голосование должно проходить в достаточно быстром темпе, тогда сразу видно тех, чьи представления по теме еще не сформированы.

Составление вопросов.  В технологии критического мышления различают вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Этот прием используется после самостоятельной проработки какого-либо текста.

Групповые дискуссии в режиме «Квадро». Предлагается суждение, например в теме «Способности», это может быть: «Талант всегда пробьет себе дорогу» или «На детях знаменитостей природа отдыхает». На доске записаны варианты мнений по этому тезису:

1 – согласен

2 – согласен, но …

3 – не согласен, но…(вариант – затрудняюсь)

4 – не согласен

Все присутствующие выражают свое мнение голосованием за каждую позицию отдельно. Преподаватель констатирует представленный характер мнений. Затем начинается обсуждение: сначала свои аргументы высказывают те, кто полностью согласен и т.д.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста и другое.

Мотивационным ресурсом и, одновременно, средством повышения интереса к уроку мы считаем использование видеоматериалов, стихов, сказок, пословиц, анаграмм в содержании урока, создание синквейнов и коллажей по заданной тематике

Для преподавателя крайне важно проведение рефлексии на разных этапах урока и заключительной рефлексии, которая позволяет регулярно отслеживать мотивационную включенность студентов в учебную деятельность, получать обратную связь об эффективности используемых методов и приемов мотивации всей группы и отдельных ее представителей.

О мотивации самого педагога следует сказать особо. В концепции личностной причинности американского психолога Ричарда Де Чармса, изложенной А. Б. Орловым, существуют понятия «источник» и «пешка». «Источник» — человек, который воспринимает самого себя в качестве субъекта своего намерения и поведения. «Пешка» — человек, который вынужден совершать те или иные действия под влиянием внешней силы. Для нас важен вывод автора, что педагоги – «пешки» могут формировать только учеников «пешек», которые не способны ставить самостоятельно реальные цели, намечать ближайшую перспективу их достижения и понимать, действительно ли эти действия приближают его к цели.

Все это подчеркивает значимость для педагога профессиональной компетенции в области мотивации учебной деятельности. Учитель, владеющий данной компетенцией, знает об интересах, потребностях, возможностях своих студентов, в соответствии с которыми он ставит учебные задачи, показывает роль и значение изучаемого материала для учебы и жизни. Такой педагог умеет находить и использовать мотивационные ресурсы каждого урока.

Литература

  1. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  2. Галеева Н. Л. Сам себе учитель: практические занятия по формированию метапредметных и личностных образовательных результатов обучения. Реализуем требования ФГОС.-М., 2013.-132с.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.-192с.
МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Категории