ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №452 «РОДНИЧОК» В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА Н. НОВГОРОДА»

35
Автор: Тонконог Л.М., заведующий; Карамлина Ю.О., старший воспитатель; Малышева Е.В., учитель-логопед, дефектолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №452 «Родничок»
Категория: Неограниченные возможности

Краткая аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к проблеме сетевого взаимодействия при реализации  проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра» в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №452 «Родничок» города Н. Новгорода. Показаны направления обучения специалистов, формы обмена и транслирования опыта, результаты и перспективы такого взаимодействия.

На сегодняшний день  в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов детей с аутизмом.  За последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2017 году 1 случай аутизма приходится на  150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 Века.

Так же, как все другие дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Организация, в которой воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра, должна создать  специальные условия для получения образования детьми, в которые включаются «использование специальных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития»[3].

«В настоящее время спрос на услуги по коррекции расстройств аутистического спектра многократно превышает предложение. Некоторые государственные и образовательные учреждения принимают на обучение детей с аутизмом и сходными расстройствами, однако таких учреждений очень мало, их деятельность на государственном уровне ничем не регламентирована, они не обеспечены ни специально подготовленными кадрами, ни в методическом и организационном отношении». [2]

В методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации по организации работы центров помощи детям с ранним детским аутизмом отмечается: «Первостепенного внимания и активной поддержки требуют те регионы, где специальные учреждения для лиц с аутизмом и соответствующие общественные объединения уже существуют или где это является реальной перспективой». [1]

С 2015 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 452 «Родничок» реализуется городской проект «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода» в соответствии с соглашением о сотрудничестве в сфере реализации проекта от 18 мая 2015 года, который носит трехсторонний характер и заключен между:

— департаментом образования администрации г. Н. Новгорода;

— Фондом помощи детям и молодежи «Обнаженное сердце»;

— Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас».

Предметом соглашения является взаимодействие сторон, направленное на реализацию проекта. Соглашение определяет цель и задачи проекта.

Цель: внедрение современных технологий обучения детей с расстройства аутистического спектра в дошкольных учреждениях города Нижнего Новгорода.

Задачи проекта:

  • анализ ситуации с воспитанием и обучением детей с расстройствами аутистического спектра, отбор пилотных площадок;
  • создание профессионального сообщества специалистов, занимающихся вопросами воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных учреждениях
  • ознакомление руководителей и сотрудников пилотных учреждений с особенностями воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (особенности детей с расстройствами аутистического спектра, подходы с организации среды для обучения детей, педагогические технологии, используемые для воспитания и обучения детей);
  • отработка технологии воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра
  • развитие межведомственного взаимодействия;
  • распространение успешного опыта воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

В соглашении также определены права и обязанности сторон.

Приказ департамента образования Администрации города Нижнего Новгорода от 22 июня 2015 г. № 870 определяет участников проекта – дошкольные образовательные учреждения г. Н. Новгорода и координатора проекта – консультанта отдела дошкольного образования департамента образования.

На основании приказа департамента образования издается ежегодный приказ руководителя учреждения, в котором определена группа, назначен координатор проекта – старший воспитатель, исполнители – педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели.

Комплектование группы осуществляется в соответствии с договором дошкольного учреждения и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией Московского района г. Н. Новгорода, которая определяет обучение по адаптированной образовательной  программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На базе дошкольного учреждения функционирует консультационный центр, в который обращаются родители, имеющие неорганизованных детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам обследования ребенка педагоги консультационного центра рекомендуют родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию для определения направленности группы.

В рамках реализации проекта в соответствии с планом департамента образования организованы разные формы взаимодействия между участниками проекта по направлениям:

— обучение участников проекта;

— обмен опытом;

— трансляция опыта.

Обучение участников проекта и руководителей ДОУ проходит в следующих формах:

— Обучающие семинары, которые проводят  эксперты фонда «Обнаженные сердца» из г. Санкт-Петербург, ведущие международные специалисты из университета Юты (США), специалисты из городов Москва, Тверь. Обучение проходит в Н. Новгороде, Санкт-Петербурге для всех участников проекта.

— Супервизии, которые проходят на базе каждого учреждения – участника проекта. Супервизия включает в себя посещение групп экспертами, наблюдение за работой педагогов и  деятельностью детей. Во время супервизии проводятся видеосъемки, которые комментируются и обсуждаются во время круглого стола с педагогами группы.

— Стажировки в г. Санкт-Петербург на базе учреждений, имеющих опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

— Лекции, которые проводит ведущий специалист по аутизму, профессор детской и подростковой психиатрии Брайн Кинг (США) и эксперты фонда «Обнаженные сердца».

Следующим направлением реализации проекта является обмен опытом, который проходит в форме круглых столов. Круглые столы организуются на базе каждого учреждения – участника проекта. На круглом столе присутствуют представители департамента образования, кураторы, координаторы проекта, руководители учреждений, представители школ и педагоги дошкольных учреждений, участвующих в проекте.  Каждый круглый стол имеет свою тему, круг определенных вопросов. Например: «Программа раннего вмешательства на основе поведенческого анализа», «Проблемное поведение. Понимание причин проблемного поведения», «Особенности коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра: речь и коммуникация» и другие. Во время обсуждения  озвучиваются проблемы, даются предложения, рекомендации по результатам круглого стола.

Одной из интересных форм обмена опытом являются корпоративные тренинги, которые проводятся для сотрудников Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» на базе дошкольного учреждения.

Одно из важных направлений обмена опытом – взаимодействие со школами, в которых организованы проектные классы для детей с расстройствами аутистического спектра.

В частности, наше дошкольное учреждение взаимодействует со специальной коррекционной школой № 86 и общеобразовательной школой № 69, в которой открыт 1 класс для детей с ЗПР. Взаимодействие происходит в разных формах: дни открытых дверей, семинары, беседы, во время которых педагоги дошкольного учреждения делятся опытом работы с детьми, рассказывают учителям об индивидуальных подходах к каждому ребенку.

Трансляция педагогического опыта происходит на разных уровнях:

— внутри учреждения;

— на районном уровне;

— на уровне города;

— на уровне Российской Федерации;

— на международном уровне.

В учреждении распространение опыта проходит  в форме семинаров-практикумов, открытых просмотров, мастер-классов, педсоветов.

На районном уровне  в апреле 2017 года на базе детского сада организован  семинар-совещание для руководителей и заместителей руководителей дошкольных образовательных организаций по теме «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации».

Трансляция на городском, Российском, международном  уровнях происходит в форме конференций и форумов, таких, как:

— международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики», г. Москва;

— Всероссийская научно-практическая конференция «Аутизм. Стратегия помощи детям с расстройствами аутистического спектра в системе образования».

— городская конференция «Итоги реализации проектов обучения детей с расстройствами аутистического спектра», г. Н. Новгород;

— городская конференция «Образовательные проекты для детей с расстройствами аутистического спектра»;

— международный форум «Каждый ребенок достоин семьи: Эффективные программы помощи».

Согласно ФГОС ДО, «развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия».

В рамках трехстороннего соглашения фондом «Обнаженные сердца» были выделены средства для группы, участвующей в проекте, для приобретения оргтехники, расходных материалов, наглядно-дидактических пособий.

Результатом сетевого взаимодействия в рамках проекта отмечаются следующие положительные эффекты:

— реконструирована среда группы: установлены индивидуальные кабинки, этажерки для индивидуальных занятий, стеллажи с материалами для стимулирования активности и поощрения деятельности, приобретен специальный дидактический и стимулирующий материал;

— введена система индивидуальных расписаний, благодаря которой деятельность детей стала целенаправленной и системной;

— изготовлены коммуникативные доски и книги активностей с учетом индивидуальных психофизических возможностей детей и зоны их ближайшего развития;

— для более эффективной организации педагогического процесса в штатное расписание учреждения введена ставка тьютора;

— значительно повысилась компетентность  педагогов и родителей в области  современных методик и технологий работы с детьми с расстройствами аутистического спектра;

— благодаря специальным пособиям дети научились альтернативным способам коммуникации и проявлению речевой активности;

— дети научились организовывать свою деятельность, овладели общепринятыми нормами поведения;

— благодаря системной работе, все проектные дети-выпускники были определены в проектные коррекционные классы школ и успешно обучаются.

Проект развивается. Нами обозначены перспективы его развития. В проект вовлекаются новые педагоги и дети. С сентября 2017 года проект начал реализовываться в группе кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, в том числе расстройствами аутистического спектра.

В группах компенсирующей и комбинированной направленности планируется частичное применение методик и технологий работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Список используемой литературы:

  1. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА. Письмо Министерство Образования РФ от 24 мая 2002 г. № 29/2141-6
  2. Морозов С.А. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации. (Приложение к Специальному докладу «Нарушения прав детей-инвалидов в Российской Федерации» Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №452 «РОДНИЧОК» В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА Н. НОВГОРОДА»

Категории