Категория: Педагогические технологии
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА КАК ОБРАЗЕЦ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В разных странах зарождаются гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям. Смена приоритетов повлекла за собой отказ от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса, организованных, содержательных и методических принципов и замена их другими, альтернативными.
Разные педагогические технологии по—разному решают главный вопрос – как воспитать свободного, гармонически—развитого и широко образованного человека. В данной работе рассматривается одна из самых интересных альтернативных педагогических технологий – вальдорфская. Её основателем стал немецкий философ Рудольф Штайнер.
Рудольф Штайнер (1861 – 1925) – немецкий философ и духовный исследователь XX века. Трудно назвать область, в которой он не оставил бы заметного следа. Его идеи в области социальной жизни проложены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков. Как основатель антропософии, он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений – прежде всего, детских садов и школ – работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.
В духовно—научной основе вальдорфской педагогики лежит антропософия (от греческих слов «антропос» — «человек» и «софия» — «мудрость»). Представления о человеке в штайнеровской педагогике основываются именно на этом научном направлении, в котором человек рассматривается не только как продукт воздействия наследственности и окружения, но и как носитель своего духовного «Я». Антропософия ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).
В 1919 году Штейнер пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где он впервые публично формирует свой план переустройства общества. Он много выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу. В одном из таких выступлений он ярко обрисовал школу нового типа как неприемлемую составную часть свободной духовной жизни общества.
Директор сигаретной фабрики «Вальдорф-Астония» г.Штутгарта предложил Штайнеру создать такую школу для детей рабочих и взять на себя педагогическое руководство будущей школы. Штайнер с готовностью согласился, но поставил несколько условий:
- школа должна быть открытой для всех детей;
- обучение для мальчиков и девочек должно быть совместным;
- обучение должно длиться 12 лет;
- преподаватели, которые работают с детьми, самостоятельно управляют школой, без вмешательства государства.
Таким образом, первая вальдорфская школа была создана 25 апреля 1919 г.
Большую часть расходов на содержание школы взяла на себя фабрика. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. С самого начала в вальдорфской школе был устранен какой—либо отбор по социальному или материальному признаку.
Поразительно то, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в первой школе, сразу была создана с теми инновациями, которые характеризируют её и по сей день.
Главная задача школы – пробудить в ученике индивидуальный интерес к общезначимому содержанию, которое черпается из объективного мира культуры и общества, приобщить к учению и труду на благо этой культуры и общества.
Этого можно добиться, только учитывая реальные индивидуальные потребности в развитии и предрасположенности к определенного рода деятельности на различных возрастных ступенях. Идеальный учебный план, согласно вальдорфскому подходу, — это развернутая картина целостного развития ученика. Под целостным развитием понимается учет телесного, душевного и духовного развития учеников в едином учебном процессе, в котором должны быть задействованы мышление, чувство и воля – по возможности, в каждом учебном предмете. Развиваться должны и голова, и сердце, и руки.
Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11-12 классов. Дети обучаются в условиях психологического комфорта. Главная задача – наиболее полное раскрытие скрытых природных способностей и творческих возможностей. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. В вальдорфской школе развивается интерес к тому, чтобы на протяжении всей жизни самостоятельно или под руководством учиться, совершать открытия, исследовать и изобретать. Ребёнок учится без страха, на детей не оказывают никакого давления.
Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно—практическими навыками. Для изучения академических предметов используются игры и художественные приемы, таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к учению.
Учебные темы и планы вальдорфской школы учитывают особенности каждого возраста и строятся на основе физиологического и психологического развития ребенка.
Глубокое понимание развития в детстве и юности показывают, что это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знаний и умений. Этот процесс связан с тем, что в ребенке происходят метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру; прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место новым. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания.
На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя через образы детей знакомят с буквами. Но весь год заполнен сказками, рассказами. Дети занимаются музыкой, эвритмией и живописью. Обязательно вводят два иностранных языка и вязание.
Образное преподавание – одно из самых универсальных средств воспитания. Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное воздействие на развитие души, установок характера и совести.
К концу 9—го – началу 10—го года жизни к фантазии добавляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в различных проявлениях (от истории до природы) во всем богатстве, смысле его явлений и событий. Поэтому в учебных планах – Ветхий завет, греческие мифы, география, изучение животного мира.
Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой человек претерпевает такие же значительные изменения, как и при смене зубов. Он сознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личными силами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке – вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок.
Появляются новые требования к преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного преподавания теперь используются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Тем самым преподавание основных предметов приобретает научный характер. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные науки и др.) он учится тщательно изучать материал, точно наблюдать за явлениями и экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них способность ясного суждения.
Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем начале преподавания иностранных языков. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Как раз первые школьные годы – это время высокой языковой пластичности. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному, в первые годы жизни – с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр. Когда затем на четвертом году обучения начинаются письмо и грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.
Чтобы стать преподавателем вальдорфской школы, необходимо пройти специальное обучение в центрах вальдорфской педагогики и полностью принять положения, сформулированные Рудольфом Штайнером: деятельность учителя является приоритетной; учитель – старший товарищ; принимать ребенка таким, какой он есть и др.
Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподает один и тот же классный учитель. Он близко узнает каждого ученика и его особенности. Класс становится подобным семье, во главе которой стоит авторитет учителя, играющего роль, аналогичную родительской. При таком подходе учителя и ученики очень близко узнают друг друга, и на протяжении школьных лет учитель может найти наилучшую возможность помощи каждому ученику в его обучении. Таким образом, преподавание и воспитание могут слиться. То, что один учитель продолжает учить из класса в класс, обеспечивает чувство безопасности в жизни, так как стабильные отношения очень важны для ребенка.
Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за её пределами уже более девяноста лет и обладающую огромным практическим опытом. Эта технология с честью выдержала испытание временем. В настоящее время в мире насчитывается около 800 вальдорфских школ и более 1700 вальдорфских детских садов.
В Германии насчитывается 167 вальдорфких школ, Голландии – 96, США — 91, Швеции – 39, Швейцарии – 36, Великобритании – 26, Франции – 13, Австралии – 41, в странах Африки- 16, в странах Южной Америки – 24, в России – 18 и т.п.
В каждой стране преподавание идет с учетом местных традиций и требований к уровню образовательной программы. Но основные концептуальные положения, особенности содержания и методики, заложенные Рудольфом Штайнером еще в первой школе, сохраняются во всех вальдорфских школах.
Вальдорфская педагогика пропагандирует гуманное отношение к детям. Дети – мерило всего. В вальдорфской школе каждый ребенок – личность, он не боится высказывать свою точку зрения. Из школы выходят люди, готовые взять на себя ответственность. Выпускники вальдорфских школ – творческие, находчивые люди, способные адекватно реагировать на любые жизненные сюрпризы. Яркие, сильные, волевые личности, способные принимать самостоятельные решения и претворять их в жизнь, они обладают свободным, независимым аналитическим и критическим мышлением. Им чуждо мышление стереотипами, стандартными алгоритмами. Они каждому явлению в жизни подходят самостоятельно и высказывают своё мнение. У них сформирована мотивация для дальнейшей учебы, и они учатся с удовольствием.
Список использованной литературы
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике 2—е изд./ Ш.А.Амонашвили — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464с.
- Загвоздкин В.Г. Беседы о вальдорфской педагогике/В.Г. Загвоздкин//, Дошкольное воспитание № 3,4,6. – М., 1993.
- Загвоздкин В.Г. О вальдорфской педагогике и её критиках/В.Г. Загвоздкин// Человек №1. – М., 1993.
- Штайнер Р. Духовно—душевные основы педагогики/Р.Штайнер – М.: Парсифаль, 1997.
- Штайнер Р. Педагогика основанная на позиции человека/ Р.Штайнер — М.:Парсифаль,1996.
- Штайнер Р. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану/Р.Штайнер — М.:Парсифаль,1995.