Категория: Научно-исследовательская работа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ-ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ КОЛЛЕДЖА
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья).
Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере образования РФ связаны с новым отношением к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы ДОУ.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
По классификации предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Ребенку и родителям необходим педагог, готовый работать с разными категориями детей: с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения.
Это значит, что педагог уже сегодня должен иметь глубокие психологические знания о специфике этих феноменов, навыки педагогической помощи и коррекции, что позволит выстроить индивидуальный маршрут развития и обучения для ребенка, скоординировать работу психологов, дефектологов и других специалистов. Для успешного введения в практику инклюзивного образования, для реализации поставленных задач педагог должен овладеть необходимым уровнем профессиональных компетенций, так как в настоящее время наблюдается потребность в подготовке новой «модели педагога».
Одним из подходов к решению данных задач является открытие инновационной (экспериментальной) площадки РАО в ГБПОУ НГК, которая направлена на проектирование системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта (задействованы инновационные ресурсы колледжа, лаборатории ресурсного центра, организован образовательный процесс в соответствии с внесенными коррективами в образовательные программы и апробация методов и форм подготовки молодого специалиста, педагога, готового к реализации требований профессионального стандарта).
Другим из инструментариев подготовки педагогических кадров по специальной психологии (инклюзивному обучению) может стать технология М.Монтессори, заключающаяся в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью «впитывать» знания. М. Монтессори назвала эту способность «абсорбирующим разумом», считая, что впечатления не только проникают в сознание ребенка, но и формируют его. Свою педагогическую систему М.Монтессори назвала системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она подчеркивала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирает сам ребенок, он же определяет время работы с этим материалом, и сам контролирует ошибки. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры, учитывающие моторные потребности ребенка, подталкивающие его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.
Важнейшим условием для того, чтобы каждый ребенок построил и реализовал программу собственного обучения и развития, является организация разновозрастной группы, работающей по технологии М.Монтессори.
Поляризацию внимания М.Монтессори считала необходимым механизмом и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке — начало процесса нормализации его поведения, то есть превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Давая детям возможность удовлетворить свои потребности, в специально подготовленной среде решались следующие задачи:
- формирование сенсорных представлений и эталонов, а, следовательно, умственного развития;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование умения применять правила повседневного поведения в коллективе, доводить начатую работу до конца и убирать рабочее место;
- диагностирование возможностей детей на основе наблюдения в их самостоятельной работе с Монтессори-материалами.
Если с детьми с ОВЗ активно заниматься с самого раннего возраста по технологии М.Монтессори, то они смогут:
- полноценно обслуживать себя;
- реализовать свой внутренний потенциал;
- быть полноправными членами общества;
- помогать близким, приносить пользу.
- контактировать с другими детьми;
- развить умственные способности;
- улучшить координацию движений и владение телом;
- избавиться от страхов и девиантного поведения;
- развить речь и умение озвучить свои чувства и эмоции.
В лаборатории интеллектуального развития РЦ «Педагог будущего» собраны уникальные материалы по ознакомлению, обучению технологии М.Монтессори и подготовке студентов педагогических специальностей к дальнейшему ее использованию в профессиональной деятельности, а для этого разработаны методические рекомендации по практическому использованию и проведению игровых занятий с различными категориями детей по данной технологии.
Для воспитателей, педагогов ДОУ проводятся семинары, мастер-классы, областные курсы повышения квалификации по данной системе М.Монтессори.
Внедрение идей инклюзии в образовательное учреждение требует серьезной работы по подготовке компетентных педагогических кадров и смены форм организации воспитательно-образовательной работы в педагогическом процессе. А также необходимо менять сознание педагогов и общества в отношении к необычным детям. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии как полноценных членов общества.
Список использованных источников:
- Инклюзивное образование: решения, риски, перспективы// Бюллетень издательства «просвещение». – 2010. – вып. №28. – янв.
- Прочухаева, М.М. Реализация инклюзивного подхода в детском саду/ М.М. Прочухаева// Управление ДОУ. – 2010. — №7. – С.13-20.
- Танникова Е.Б. Монтессори-группы в ДОУ. – М.,2007.
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
г. Нижний Новгород