ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ-ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ КОЛЛЕДЖА

17
Автор: С. Б. Алаева, Н.В. Кедяркина
Категория: Научно-исследовательская работа

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья).

Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере образования РФ связаны с новым отношением к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы ДОУ.

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

По классификации предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения и общения;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Ребенку и родителям необходим педагог, готовый работать с разными категориями детей: с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения.

Это значит, что педагог уже сегодня должен иметь глубокие психологические знания о специфике этих феноменов, навыки педагогической помощи и коррекции, что позволит выстроить индивидуальный маршрут развития и обучения для ребенка, скоординировать работу психологов, дефектологов и других специалистов. Для успешного введения в практику инклюзивного образования, для реализации поставленных задач педагог должен овладеть необходимым уровнем профессиональных компетенций, так как в настоящее время  наблюдается потребность в подготовке новой «модели педагога».

Одним из подходов к решению данных задач является открытие инновационной (экспериментальной) площадки РАО в ГБПОУ НГК, которая направлена на проектирование системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта (задействованы инновационные ресурсы колледжа, лаборатории ресурсного центра, организован образовательный процесс в соответствии с внесенными коррективами в образовательные программы и  апробация методов и форм подготовки молодого специалиста, педагога, готового к реализации требований профессионального стандарта).

Другим из инструментариев подготовки педагогических кадров по специальной психологии (инклюзивному обучению) может стать технология М.Монтессори, заключающаяся в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью «впитывать» знания. М. Монтессори назвала эту способность «абсорбирующим разумом», считая, что впечатления не только проникают в сознание ребенка, но и формируют его. Свою педагогическую систему М.Монтессори назвала системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она подчеркивала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирает сам ребенок, он же определяет время работы с этим материалом, и сам контролирует ошибки. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры, учитывающие моторные потребности ребенка, подталкивающие его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.

Важнейшим условием для того, чтобы каждый ребенок построил и реализовал программу собственного обучения и развития, является организация разновозрастной группы, работающей по технологии М.Монтессори.

Поляризацию внимания М.Монтессори считала необходимым механизмом и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке — начало процесса нормализации его поведения, то есть превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Давая детям возможность удовлетворить свои потребности, в специально подготовленной среде решались следующие задачи:

  • формирование сенсорных представлений и эталонов, а, следовательно, умственного развития;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • формирование умения применять правила повседневного поведения в коллективе, доводить начатую работу до конца и убирать рабочее место;
  • диагностирование возможностей детей на основе наблюдения в их самостоятельной работе с Монтессори-материалами.

Если с детьми с ОВЗ активно заниматься с самого раннего возраста по технологии М.Монтессори, то они смогут:

  • полноценно обслуживать себя;
  • реализовать свой внутренний потенциал;
  • быть полноправными членами общества;
  • помогать близким, приносить пользу.
  • контактировать с другими детьми;
  • развить умственные способности;
  • улучшить координацию движений и владение телом;
  • избавиться от страхов и девиантного поведения;
  • развить речь и умение озвучить свои чувства и эмоции.

В лаборатории  интеллектуального развития РЦ «Педагог будущего» собраны уникальные материалы по  ознакомлению, обучению технологии М.Монтессори и  подготовке студентов педагогических специальностей к дальнейшему ее использованию в профессиональной деятельности, а для этого разработаны методические рекомендации по практическому использованию и проведению игровых занятий с различными категориями детей по данной технологии.

Для воспитателей, педагогов ДОУ  проводятся семинары, мастер-классы,  областные курсы повышения квалификации по данной системе М.Монтессори.

Внедрение идей инклюзии в образовательное учреждение требует серьезной работы по подготовке компетентных педагогических кадров и смены форм организации воспитательно-образовательной работы в педагогическом процессе. А также необходимо менять сознание педагогов и общества в отношении к необычным детям. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии как полноценных членов общества.

Список использованных источников:

  1. Инклюзивное образование: решения, риски, перспективы// Бюллетень издательства «просвещение». – 2010. – вып. №28. – янв.
  2. Прочухаева, М.М. Реализация инклюзивного подхода в детском саду/ М.М. Прочухаева// Управление ДОУ. – 2010. — №7. – С.13-20.
  3. Танникова Е.Б. Монтессори-группы в ДОУ. – М.,2007.

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

г. Нижний Новгород

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ-ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ КОЛЛЕДЖА

Категории