ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

116
Автор: Шулик Ирина Викторовна, КГБ ПОУ Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза имени Д.Л. Калараша
Категория: Организация воспитательной работы

В статье представлен фрагмент апробированной программы «Азбука общения» в начальной школе, участниками которой были дети разных культур и национальностей, что положительно повлияло на формирование   этнокультурной компетенции и личностно-профессиональный ресурсу студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурная компетентность, межкультурная коммуникация, личностный психологический ресурс психолого-педагогический компонент внеурочной деятельности, навыки социального общения, поликультурная образовательная среда.

The article presents a fragment of the approved program of the «ABC of Communication «in the primary school, with children of different cultures and nationalities participating in it, which positively influenced the formation of ethno-cultural competence and the personal and professional resource of students of pedagogical specialties.

Key words: multicultural education,ethnocultural competence, intercultural communication, personal psychological resource, psychological and pedagogical component of extracurricular activities, social communication skills, multicultural educational environment.

Прекратите, дети, злиться!

Это чувство ни к чему!
Лучше будем мы стремиться.

Думать вместе: что к чему
А. Трифонова

Содержание поликультурного образования  отражает идеи гуманизма, содержит информацию о самобытности культур народов, демонстрирует то общее, что позволит всем жить в мире, способствует  пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные [1]. Поликультурное образование — это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.

Главной  составляющей поликультурного образования является этнокультурная компетенция учащихся как умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения. Обучающиеся овладевают  этнокультурной компетенцией поэтапно, социализируясь в школьной среде, семье и окружающем мире.

Предполагаемый результат сформированной этнокультурной компетенции в учебно-воспитательном процессе: личность, готовая к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющая свою этническую идентичность, стремящаяся к пониманию других культур, умеющая жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Для целенаправленной реализации содержания поликультурного образования необходимо продуктивно использовать примеры из разных культур при анализе различных текстов, решении нравственно – этических проблем; материалы должны концентрировать внимание обучающихся на том, что было доброго, светлого во взаимоотношениях народов разных национальностей; практиковать драматизацию; диалогические формы освоения культурного опыта; по возможности, знакомить учеников с произведениями устного  народного творчества, писателей и поэтов народов тех стран, представители которых учатся в классе.

У младших школьников этнокультурная компетенция формируется в процессе развития навыков социального общения как основа для становления толерантной личности, национального самосознания ученика.

Исследованием особенностей  детского социального общения занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Божoвич.  Это объясняется тем, что процесс адекватного формирования общения имеет огромное значение не только для обучения младших школьников, но и для средних  и старших  школьников. Общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между сoбoю в психoлoгическом отношении (А.А.Леонтьев). Социальное общение – это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [2].Основными составляющими детскoгo социального общения являются:- организация совместной деятельности детей (согласование и объединение усилий для их достижения);- формирование и развитие межличностных отношений;- познание детьми друг друга.

 В младшем школьном возрасте на формирование  социального общения  влияет учитель. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что он с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.

Дадим краткую характеристику возрастных особенностей младшего школьника:

– возраст достаточно заметного формирования личности, новых отношений с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику;

–   авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и развития в младших классах, формирование навыков социального общения требует диалога, а не монолога (социальная ситуация развития);

–  фундамент нравственного поведения, усвоение моральных норм и правил поведения, формирование общественной направленности личности (психологическое новообразование);

–  потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения (формирование произвольности поведения).

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности представляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на данную особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность как фактора поликультурного образования [7].

Развитие социального общения является  главным  условием формирования личности ученика, его сознания и самосознания. В первом классе школы обучающиеся  больше общаются с учителем, чем со сверстниками, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но  к третьему — четвертому классу растет интерес к общению со сверстниками. Внешние изменения характера общения происходят параллельно с внутренней составляющей: меняются темы и мотивы общения. В первом классе на выбор партнера по игре, дружбе  влияет учитель, его оценка и интерпретация. В третьем и четвертом классах появляются признаки когнитивной и эмоциональной  независимости, самостоятельность  личностных достоинств и форм поведения партнера по общению[4].

Авторы книг для формирования позитивных навыков общения, толерантности в поликультурной образовательной среде с разработанными уроками детской психологии являются: О.В. Хухлаева, Е.А. Сорокоумова, Р.В. Овчарова, И.В.Вачков, Д.А. Глазунов, Н.А. Богачкина. Разработанные педагогами-психологами занятия предназначены для проведения учителями начальных классов, педагoгами-oрганизаторами, педагогами дополнительного образования.

Ученики, в том числе и из семей мигрантов, приходят в начальную школу, не умея конструктивно общаться и сотрудничать. Не в полной мере сформированы необходимые навыки взаимодействия, и это приводит к тому, что общение  делается конфликтным, которое они не могут самостоятельно разрешить, что создает  проблемы, как для самих обучающихся, так и педагогов.

Таким образом, содержательная составляющая для формирования социального общения  у ученика младших классов состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. Для формирования  этнокультурной компетенции  необходимо учитывать ряд особенностей, которые интегрировано включаются в общие условия формирования образовательного процесса в школе.

Данные условия могут быть реализованы при соблюдении следующих психолого – педагогических принципов формирования социального общения (Дж. Бэнкс):

—       интеграция содержания;

—       процесс конструирования знания;

—       преодоление предубеждений;

—       справедливая педагогика (как система педагогических принципов);

—       стимулирование развития среды и социальной организации школы.

Рассмотрев условия и принципы, необходимо определить направления психолого – педагогической  деятельности начальной школы, направленные на  формирования социального общения,    которые будут реализовываться параллельно с общими направлениями, для того чтобы процесс внеурочной деятельности не был перегружен числом мероприятий:

—  введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;

— обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;

—   приоритет  поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;

— выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;

—     обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;

—     развитие совместных проектов  детей и взрослых как одной из ведущих форм  организации их деятельности;

— обеспечение психолого- педагогической поддержки  и  помощи  учащимся в конкретном социальном пространстве и адаптации их в новую поликультурную среду общества [6].

Формы — психолого – педагогической  деятельности начальной школы, направленные на  формирования направленные на  формирования социального общения также, как и направления реализуются интегрировано с другими формами внеурочной деятельности:

Работа с младшими школьниками, в том числе и из семей мигрантов:

— социально-значимые проекты, акции;  праздники, связанные с культурными традициями (день святой пасхи, день Святого Валентина, Живая нить времен);

—  уроки психологии, направленные на толерантность и социальное общение, работа социальных гостиных;

—   тематические классные часы; индивидуальные консультации педагога-психолога по оказанию помощи;

—  психологическая и педагогическая диагностики на определение межкультурных коммуникаций;

—  просвещение через предметно-образовательную среду; коррекция и развитие социально-значимых качеств личности ученика при помощи логопедов, школы для учеников — билингвов; тематические тренинги психолога;

—    социальный педагог оказывает помощь по   организационным вопросам, связанным с питанием и материальным обеспечением.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетенции школьников является активное включение родителей в деятельность.

Работа с родителями младших школьников, в том числе и из семей мигрантов.

Формы работы:

—    тематические родительские гостиные («Ты в мире не один…);

—   совместные выставки детских работ, в которых отражена национальная культура;

—  консультирование по проблемным вопросам с педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником;

— опросы, анкетирование на предмет изучения удовлетворенности образовательным процессом в поликультурной среде;

—  участие в различных образовательных мероприятиях (мастер-классы, открытые уроки).

Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры [3].

С целью решения проблем в межкультурной коммуникации как составляющей этнокультурной компетенции нами составлена программа психолого-педагогических занятий для начальной школы «Азбука общения», составленная на основе программы О.И. Крушельницкой и А.Н. Третьяковой «Все вместе» [5].

Программа «Азбука общения» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время[7].

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста, в том числе и у детей из семей мигрантов, личностного психологического ресурса, способствующего развитию социального общения  коммуникативной и этнокультурной компетенции, толерантности в поликультурной образовательной среде

Задачи:

—  развитие конструктивных навыков взаимодействия с окружающим миром, навыков бесконфликтного общения;

—  осознание собственного опыта и переживаний во взаимодействии с представителями других культур;

—    расширить представления o межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;

—  спoсoбствовать фoрмированию пoзитивных стереoтипов мышления и поведения в межкультурном общении;

—    научить ценить индивидуальность другого человека;

—    выявить установки на желаемую степень близости с другими народами;

—   способствовать развитию способов взаимодействия с представителями других культур в рамках ролевой игры.

Принципы программы.

1.Активное применение продуктивных видов  деятельности.

2.Предоставление контролируемой самостоятельности в деятельности.

3.Создание условий для  позитивного опыта деятельности.

4.Сопровождение учителем процесса формирования социального общения  в стиле сотрудничества.

5.Приoритетное внимание учителя к отношениям, кoтoрые складываются между детьми пo ходу работы.

6.Содержательность и привлекательность процесса творческой  деятельности.

Однако, чем бы ученики ни занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.

            Средства и методы реализации программы.

Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах. Сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников, и реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей учащихся.

Организация работы по программе. Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы oднo группoвoе задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и вoспитательнoгo процесса в школе. Например, создание эмблем групп-кoманд, совместные коллажи и панно, групповые тематические сборники, концертные номера, творческие поисковые задания, групповые проекты различной тематики [2].

В первом классе детям предлагаются задания, кoтoрые пoзвoляют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с фoрмирoвания мотивации сотрудничества на развитие привычки сoгласoвывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.

Обязательно нужно придерживаться логики пoстрoения программы: от простых (пo организации и уровню взаимодействия заданий), направленных, в основном, на фoрмирование мотивации совместной деятельности, к сложным [3].

Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким   будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и, кто уйдет — эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий.

Представляем фрагмент программы.

Таблица 1. Тематический план занятий по программе «Азбука общения»

для обучающихся 2-4 классов

пп/п Тема

мероприятия

Цель мероприятия
11 Организация встречи с родителями, оформление заявлений, знакомство с содержанием проекта и принципами проведения. — знакомство родителей с содержанием и целями проекта;

-формирование у родителей позитивного отношения к данному виду внеурочной деятельности.

22 Игровой тренинг «Ну, а дружба начинается с улыбки». -повышение сплоченности детей в группе, развитие группы как целостного группового субъекта.
33 Социально-значимое мероприятие «Планета добра». — развитие у детей терпимости и доброго отношения друг к другу.
44 Коммуникативный тренинг «Счастье, когда тебя понимают!» — формирование коммуникативных навыков в группе.
55 Театрализованное мероприятие

«Чудеса Хабаровского края».

— познакомить учащихся с достопримечательностями Хабаровского края, обобщить знания о природе края.
66 Занятие «Всегда ли мы поступаем правильно?» -способствовать развитию рефлексии учащихся, анализу своего поведения, критического отношения к своим поступкам.
77 Занятие «Что такое сотрудничество?» — познакомить детей с понятиями «уважение» и «самоуважение», учить видеть и ценить в себе и других положительные качества.
88 Занятие «Умей понимать другого». — познакомить с понятием «сотрудничество», показать на практике важность умения сотрудничать, развивать потребность в дружеских отношениях со сверстниками.
99 Занятие «Терпение и труд все перетрут». -показать важность и необходимость терпения в жизни человека.
110 Занятие «Я и моя семья, друзья» -актуализировать у учащихся знания этических норм поведения, способствовать формированию потребности в нормативном поведении.
111 Занятие «Бескорыстие». -дать понятие о бескорыстии, показать детям влияние бескорыстия на отношения между людьми.
112 Занятие «Уважение к родителям и старшим». -способствовать формированию и развитию уважительного отношения к старшим.
113 Занятие «Как справляться с «Немогучками». -познакомить со способами управления негативными эмоциями, конструктивным замещающим реакциям;

-учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме;

-учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях.

114 Занятие «Я+ТЫ=МЫ». -показать детям значимость честности в жизни, помочь детям осознать чувства страха после совершения проступка для проведения дальнейшей развивающей работы.
115 Занятие «Не такой как все». -сплочение группы;

-развитие умения понимать другого.

116 Занятие «Друг детства». -развитие сопереживания.
117 Занятие «Теплый хлеб». -развитие добросердечности, сопереживания.
118 Занятие «Коллективная работа «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты». -развитие отзывчивости, эмоциональная децентрация переживаний детей.
119 Театрализованное мероприятие «Праздник весны». -развитие речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста из семей мигрантов.
220 Встреча с родителями, беседа о результатах, благодарность родителям, советы и рекомендации по поддержке своих детей в поликультурной образовательной среде. -подведение итогов и результативность деятельности проекта;

-рефлексия родителей в ходе взаимодействия.

 

Представленная тематика программы была апробирована студентами на базе МБОУ СОШ№70 г.Хабаровск, во 2-4 классах во внеурочной деятельности. Всего приняло участие 14 обучающихся. Период апробации программы «Азбука общения»: февраль-май 2016г.

Занятия помогают развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме, позволят создать условия, в которых дети испытывали определенные эмоции в связи с определенным содержанием. Они также связывали испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сoпрoвождаемыми новым содержанием. В итоге это поможет детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности, принятии детей разных культур, национальностей. А из этого следует, что воспитанию толерантности, доверия к разным культурам способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания  добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.

Критериями оценки эффективности занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления этнокультурной компетенции. Таким образом, психологo-педагогический кoмпoнент во внеурочной деятельности является эффективным и действенным средством формирования навыков социального общения в поликультурной образовательной среде, и влияют на:

—   сoздание пoлoжительного отношения к сотрудничеству;

— фoрмирoвание привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других;

—  развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.

Результативность реализации программы демонстрировала активное участие детей, в том числе из числа дeтeй из сeмeй мигрантов, во внеурочной деятельности даёт такие положительные результаты, как:

—   Отсутствие межличностных конфликтов среди дeтeй из семей мигрантов   и русскоязычных детей.

—   Понимание и общение на русском языке.

— Повышение мотивации со стороны детей из семей мигрантов   к успешному обучению.

—  Расширение представлений о культурных традициях разных народов.

Участие в апробации данной программы положительно повлияло на формирование   этнокультурной компетенции и у студентов педагогических специальностей, на личностно-профeссиональный ресурс. Будущие учителя подтвердили знания, которые они получили на занятиях вариативной части ОПОП «Преподавание в начальных классах», профессиональный модуль «Психолого-пeдагогическое сопровождение дeтeй младшего школьного возраста из семей мигрантов» как дополнительной подготовки учителей начальных классов.

По итогам апробации   фрагмента программы«Азбука общения»составлен список общих рекомендаций для учителей начальных классов по содействию формирования этнокультурной компетенции:

Необходимо:

  1. создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела;
  2. формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла;
  3. обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии;
  4. развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику, адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.

Для реализации программы для начальной школы «Азбука общения» в Хабаровском педагогическом колледже  разработан и реализован дополнительный профессиональный модуль «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста из семей мигрантов», регламентирующий содержание, организацию и оценку образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника в сфере психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста  из семей мигрантов, освоение студентами системы теоретических знаний, практических навыков и умений эффективной организации психолого-педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста из семей мигрантов; формирование у студентов культуры толерантности, профессиональной этики.

Библиографический список

  1. Астафьева, С.О. О работе учреждений сферы столичного образования посоциокультурной адаптации детей мигрантов: опыт, уроки, перспективы [Текст] / С.О.Астафьева // Социальная политика и социальное партнерство. –  №11 – 2010. – С.30-34.
  2. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе [Текст] / Е. Громова // Воспитание школьников. — 2006. — №1. — С. 13-17.
  3. Землянская, Н.Д. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся [Текст]/ Е.Н. Землянская Д.Б. Муртазалиева // Начальная школа. 2007. № 10. С. 16–19.
  4. Ильинская И.П. Формирование поликультурной грамотности будущего учителя начальных классов /И.П. Ильинская, И.Ф. Исаев // Известия Российской Академии образования: Научн. журнал. 2013. № 1 (25).
  5. Крушельницкая, О.И. Учимся жить вместе [Текст]/ О.И. Крушельницкая А.Н. Третьякова // Начальная школа, 2003. № 9. С 24-45.
  6. Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников [Текст]: учебное пособие для студентов психологических специальностей. / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко – М.: «Привет», 2004. – 358 с.
  7. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетенции [Текст] / Т.В. Поштарева. — М: Педагогика -2005.-№ 3. — С. 35-42.
  8. Синтяева, Г.А. Развитие толерантных умений учащихся [Текст] / Г.А. Синтяева. — Челябинск., 2009. -130 с.
  9. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: методические рекомендации / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. – 191 с.
  10. Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс]/ Информационный центр; Режим доступа: http://n-shkola.ru/about, свободный. –Загл. с экрана. – Яз. рус.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ