ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

22
Автор: Гарипова Зульфия Ринатовна, Низаметдинова Сария Исмагиловна, преподаватели английского языка ГАПОУ «Арский педагогический колледж имени Г. Тукая»
Категория: Организация воспитательной работы

В последнее время все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в том  числе, в обучении иностранным языкам. Это во    многом связано с тем, что в современном,   динамично   развивающемся  мире недостаточно обладать определенными знаниями,  необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования написано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”. Способность к самообразованию при  изучении иностранного языка имеет особую актуальность, так как именно знание иностранного языка способствует успешной социализации выпускников учебных заведений. Самостоятельность не является врожденным качеством человека, и для того, чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особую важность приобретает проблема организации самостоятельной работы учащихся.

Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от выбора   преподавателем  педагогических технологий обучения для  ее  организации. Это могут быть как традиционные технологии, так и современные компьютерные технологии,  которые открывают неограниченные возможности для обучения. Их применение способствует значительному повышению уровня мотивации студентов при изучении иностранного языка. Кроме этого, поиск, анализ и преобразование информации в Интернете позволяет научить студента собирать, оценивать, синтезировать и применять полученную информацию на практике.

В современных условиях наработка практического опытаиспользования ИКТ более чем актуальна. Поэтому остановимся на тех формах самостоятельной работы, которые связаны с применением компьютерных технологий.

Веб-квест (в переводе с англ. «поиск в сети Интернет») —  это специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Веб-квест имеет ряд преимуществ, среди которых   можно  выделить  следующие:мотивация учащихся к изучению нового языкового материала, организация работы в форме целенаправленного исследования и активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности учащихся, которой они сами управляют.

В качестве примера можно привести веб-квест, результаты которого были представлены студентами колледжа в Европейский день языков. Преподавателями кафедры было разработано задание для студентов по изучению отдельных стран, их культуры, предоставлен банк информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания: ссылки на веб-страницы, тематические чаты, книги и другие материалы.Результаты работы были представлены в виде презентаций о  европейских странах.

Технология MLearningили технология мобильного обучения. Мобильное обучение – это использование мобильных телефонов, планшетных компьютеров, MP 3 плейеров для обучения. В практике преподавания иностранного языка это означает использование потенциала имеющихся у учащихся гаджетов для работы с обучающими приложениями.

Какие виды заданий можно давать студентам в рамках технологии M-Learning? Со студентами первого курса мы начали работу с заданиями  на использование текстовых сообщений (смс) на английском языке между членами учебной группы.Студенты часто переписываются при помощи смс, но почти никогда не делают это на иностранном языке, поэтому это хорошее сочетание знакомой формы с новым содержанием. Тут также можно выучить наиболее часто встречающиеся сокращения типа thx,2nite, 4u, etc.

Если говорить об использовании специально разработанных приложений для изучения иностранного языка, студенты 5 курса практикуются в языке в приложении Memrise. Memrise — это уникальная онлайн платформа, которая использует наиболее продвинутые техники работы с памятью с тем, чтобы помочь пользователям запоминать информацию быстрее и более эффективно, чем при любом другом методе. Еще один сайт, пользующийся популярностью у наших студентов, – Lingualeo, который предоставляет возможность изучать язык в игровой форме.

Просмотр фильмов на иностранном языке также является одной из форм самостоятельной работы.Учитывая интересы студентов, мы изучили имеющиеся в интернете видеоматериалы и выбрали молодежный сериал «Extra», специально разработанный британским телеканалом «Channel 4» для быстрого усвоения разговорного английского языка. Занимательный сюжет этого юмористического сериала позволяет изучать язык, получая от этого удовольствие. Для этой обучающей программы разработаны специальные упражнения на понимание каждой серии и грамматики. Эти упражнения не вызывают затруднения у учащихся, поэтому у них не складывается негативное отношение к английскому языку.

Среди других форм и видов самостоятельной работы можно отметить использование канала youtube, прослушивание аудиокниг на иностранном языке, чтение электронных книг, создание собственных аудио и видео подкастов, использование электронных словарей и т.д.

Таким образом, форм и видов работы технологии M-Learning довольно много, и для каждого студента возможно подобрать то, что  соответствует его потребностям и интересам, а  так же отвечает целям самостоятельной внеклассной работы и способствует формированию индивидуального стиля учебной деятельности.

Эффективность изучения иностранного языка заключается в том, как часто мы на нём общаемся. Учащийся должен быть погружён в языковую и культурную среду не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Такого результата можно добиться при использовании информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной работы студентов.Однако следует отметить, что их применение не должно быть самоцелью. ИКТ следует применять в тех случаях, когда они помогают наиболее эффективно и с наименьшей затратой времени решить определенные методические задачи.

Список использованной литературы

  1. Алексанян Г. А. Модель организации самостоятельной деятельности студентов ВПО с использованием ИКТ // ИСОМ. 2012.  №5.
  2. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками -эффективное средство самообразования / Л.Д. Воеводин // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 2006. -№ 4.
  3. Дьяченко И.И. Соотношение технологии с опытом, методикой обучения и педагогическими науками / И.И. Дьяченко // Современные технологии обучения и контроля. Краснодар: Изд-во КубТТУ, 8. 2011.
  4. Захарова, Е.В. Формирование ценностных ориентаций в самостоятельной работе студентов с использованием информационных технологий / Современные проблемы науки и образования. – 2007. — № 3. – С. [3]
  5. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков ин- формационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. – С. 18- 26.
  6. Пушкина Г.Г. Самостоятельная работа студентов вуза: компетентностный подход и внедрение интернет-технологий / Гуманитарные науки. — 2011. — №3. – С. 94-100.
  7. Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Категории