ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ РАЗРЯДКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

19
Автор: Халитова Райса Хамматовна, преподаватель английского языка ГАПОУ «Арский педагогический колледж им.Г.Тукая» РТ, г.Арск
Категория: Педагогические технологии

И в психологической, и в педагогической практике давно уже при обучении, при выполнении работ, которым сопутствует монотонность, однообразие, ограниченность пространства, для активизации рабочего пространства установлена необходимость систематической разрядки. В общем случае разрядка – быстрое переключение на другой вид деятельности, по своему характеру резко отличающийся от основного, который позволит снять психологическую, физическую и эмоциональную усталость. Педагогический опыт на сегодня имеет богатый набор форм разрядки, позволяющий повысить эффективность занятий, в частности, урока иностранного языка на любом этапе и стадии.

Формы разрядки имеют очень широкий диапазон по своему проявлению и воздействию, так, например:

  • по времени – от одной двух реплик, занимающих несколько секунд, до игры или инсценировки, занимающих урок или несколько занятий, пронизывающих весь учебный год;
  • по содержанию, по охвату преподаваемого предмета – от проговаривания отдельных бессмысленных звуков, слогов до проведения вечера или организации экскурсии на иностранном языке;
  • по вкладу в процесс обучения и воспитания – автономное, действующее только в пределах одной части урока, или имеющая разветвленные связи, переходящая с усложнением из урока в урок, распространяющаяся на весь процесс

Умелое применение различных форм разрядки позволяет значительно расширить возможности повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях.

Урок привлекает внимание и теоретиков, и практиков обучения: ни у кого не возникает сомнения в том, что содержание, организация и проведение урока определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Необходимо показать возможность повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях. Естественно, для этого имеется много возможностей. Остановимся лишь на тех, которые можно и нужно использовать уже сейчас, безотлагательно. Сделать это необходимо для того, чтобы не допустить падения престижа предмета в глазах учащихся, обеспечить интеллектуальное и эмоциональное развитие подрастающего поколения.

Чтобы вовлечь всех и каждого в активную речемыслительную деятельность, учителю нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности (даже в некоторой степени и режиссерские) для подготовки своего рода сценария урока (кто, где, когда и как будет «задействован»). Наблюдения показывают, что некоторые положительные сдвиги в использовании разных организационных форм работы учащихся (включая индивидуальную парную и коллективную работу в лингафонном кабинете) уже сделаны в школах. Решение данной проблемы урока непосредственно связано с применением различных средств наглядности, в том числе, и тех, которые требуют применения технических средств обучения.

Привлечение приемов эмоционального воздействия (игр, рифмовок, стихов, пословиц, песенок, музыкальных номеров, физкультминуток с проговариванием выполняемых действий в музыкальном сопровождении, картинок, игрушек и т.п.), как показывает опыт успешно работающих учителей, усиливает интерес школьников к изучению языка и создает благоприятные условия для его усвоения. Решение проблемы мотивации тесным образом связано с личностными характеристиками учителя, его творчеством, постоянными поисками таких приемов, которые хорошо срабатывают именно в данной группе.

Говоря о поддержании мотивации, ибо, по общему мнению, подавляющее большинство учащихся приступает к изучению иностранного языка с энтузиазмом и большим желанием добиться успеха. В самом этом факте содержится сильный эмоциональный заряд, закладывающий прочную мотивацию и положительное отношение к иностранному языку как учебной дисциплине. Но такое отношение к конечной цели обучения недостаточно для гарантии успеха, если у учащихся на всем протяжении обучения не создается эмоционально положительного отношения к самому процессу овладения иностранным языком, к регулярным занятиям этим предметом. Известно, что положительные эмоции, повышая восприимчивость анализаторов и возбудимость нервных центров в коре головного мозга, оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета. Мы полагаем, что проблема эмоциональной привлекательности занятий иностранным языком стоит особенно остро, что выделяет этот предмет из всех других учебных дисциплин школьного цикла. «Преподаватель иностранного языка, — пишет А.А. Леонтьев, — больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности».

Нас интересуют частные мотивы – мотивы, возникающие во время самой учебной деятельности и, по мнению исследователей, обладающие наивысшей степенью педагогической активности. Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность учебного процесса, способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно, оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, превращая положительные эмоциональные реакции в устойчивую склонность. Привлекательность учебного процесса, насыщенность его положительными эмоциями, в конечном счете, не могут не оказать положительного влияния и на потребность учащихся в изучении иностранного языка.

В результате  однообразно поступающей информации и однотипных упражнений учащиеся из активных участников учебного процесса становятся пассивными его созерцателями.

В современной педагогической литературе проблема психологической активности часто рассматривается в двух аспектах: в так называемом личностном плане (т.е. со стороны мотивации) и с точки зрения протекания самого учебного процесса (т.е. со стороны умственной деятельности учащихся). Удачная организация учебного процесса, сами методы и учебные материалы способствуют формированию положительной мотивации учения. Тем не менее, ученики должны как можно раньше начать применять свои знания на практике, ибо если мотивация основывается лишь на том факте, что процесс обучения интересен, то этого еще далеко не достаточно для решения проблемы.

Использование же озвученных диафильмов и кинофильмов дает нам возможность подойти к решению проблемы мотивации двумя путями одновременно: с одной стороны, в самих аудиовизуальных средствах обучения заложена мотивация (они интересны сами по себе и оживляют учебный процесс), с другой стороны, они являются той областью, где учащиеся могут применить свои знания, умения и навыки, полученные ими во время обучения, что также, в свою очередь, поддерживает мотивацию.

Проблема положительного влияния юмора как эмоционального фактора при изучении иностранных языков является одной из наименее исследованных и в методическом, и в психологическом плане. Надо сказать, что проблема эта довольно обширная. Она включает в себя немаловажные вопросы воспитания чувства юмора и использования юмора как психофизиологического фактора разрядки и как дополнительного стимула, который может помочь обучению, запоминанию. Однако само признание того положения, что юмор должен стать неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку, встречается очень редко.

Мы полагаем, что аудиовизуальные пособия, сделанные со вкусом, педагогическим тактом и мягким юмором, должны внести свой вклад в дело создания в классе приятной атмосферы, которая, в свою очередь, и должна создать тот психологический настрой, без которого невозможна никакая плодотворная работа по овладению иностранным языком.

Однако для того, чтобы аудиовизуальные материалы стали таким стимулом, необходимо, чтобы их художественная сторона была на высоком уровне, а их художественный вкус безупречен, ибо как только перестанет действовать элемент новизны, все большая роль будет принадлежать качеству того или иного учебного материала. Поэтому внешняя занимательность обязательно должна вести и к воспитанию хорошего вкуса, способствовать эстетическому воспитанию.

Учебный процесс на уроке протекает в форме педагогического общения. Такое общение оказывает на учащихся определенное психологическое воздействие – положительное, нулевое, негативное. Однако есть мнение, что воздействие на психическую деятельность учащихся в учебном процессе неуместно, ибо в подобном воздействии видят только медицинские цели – психотерапевтическое лечение, психологическую коррекцию, консультативную помощь в экстремальных жизненных ситуациях. Не случайно именно в медицинской литературе имеется больше всего сведений о том, как оказывать положительное воздействие на психическую деятельность человека. В методико-педагогической литературе подобные сведения почти не встречаются, и это приводит к негативным последствиям: неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность учащихся, в ряде случаев страдает психика учащегося, остаются не полностью раскрытыми творческие возможности личности ученика.

Таким образом, воздействие на психическую деятельность учащихся является естественным компонентом учебного процесса. Однако учитель не психотерапевт, к тому же приемы психологического воздействия, применимые в медицинской практике, не могут быть прямо перенесены в сферу отношений учителя и учащихся. Тем не менее, в деятельности психотерапевта и педагога немало общего, и прежде всего — стремление оказать положительное воздействие на познавательную деятельность учащихся, раскрыть личностный потенциал учащихся, создать благоприятные внешние и внутренние условия для преодоления возникающих у них трудностей. Решение учителем перечисленных задач мы называем педагогическим воздействием. Оно осуществляется с помощью самых разнообразных форм.

           Список литературы:

1.Борисова З.С., Смолина Л.П. Некоторые пути развития интереса учащихся к изучению иностранного языка. //Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №3, 1990, с.40-43.

2.Дубровин М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы.// Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №1, 1978, с.28-33.

3.Кувшинов В.И. Речевая зарядка на уроке английского языка.// Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №6, 1991, с.56-58.

4.Малышева Г.И. Пусть урок будет интересным!// Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №6, 1988, с.37-45.

5.Мильруд Р.П. Формы воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся. //Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №2, 1991, с.13-17.

6.Пассов Е.И. Логика урока иностранного языка как методическое понятие.// Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №6, 1980, с.22-30.

7.Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка.// Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, №4, 1986, с.18-22.

О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ РАЗРЯДКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА