ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК ВИД УПРАЖНЕНИЯ»

43
Автор: Неволина Наталья Андреевна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУСО «Свердловский областной педагогический колледж»
Категория: Педагогические технологии

План проведения учебного занятия

44.02.02. Преподавание в начальных классах

Практическое занятие: «Синтаксический разбор как вид упражнения»
(Технологическая карта проведения практического занятия)

Тема Анализ структуры текста
Цель темы Применение синтаксического разбора как вида упражнения для целостного понимания раздела « Синтаксис и пунктуация».
Планируемый результат Предметные умения ОК, ПК
Сформировать представление по методике обучения синтаксическому разбору и конструированию уроков с данным видом упражнений. 1 . учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
2. планирование свой деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3.запоминание основной терминологии по структурированию текста.
4. работа с информацией, обогащение и усложнение словарного запаса

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

Основные понятия Синтаксис, единицы синтаксиса, члены предложения, алгоритм синтаксического разбора предложения, конструкт урока.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Речь и культура общения, педагогика. Фронтальная, работа в парах, в группах. Раздаточный материал к учебному занятию
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать студентов к работе на учебном занятии. Проверка готовности к учебному занятию.
Сообщение темы и цели занятия ( цель формулируется вместе со студентами) Сообщается регламент учебного занятия.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения Диагностические задания
1. Актуализация знаний студентов
Цель – актуализировать знания студентов по разделу « Синтаксис» современного русского языка Обсуждение информации по плану:

    1. Единицы синтаксиса.
    2. Предложение.
    3. Члены предложения.
    4. Предложения бывают различны по интонации и цели высказывания.
    5. По наличию второстепенных членов предложения.
После тёплых дождей в лесу пошли грибы.

Синтаксический разбор и характеристика предложения.

2. Расширение знаний по формированию представления о синтаксисе простого предложения.
Цель – обобщить знания студентов по формированию представлений о синтаксическом разборе в начальной школе. Выпускник получит возможность научиться:

— выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора.

 

 

Работа в парах.

Напишите памятку алгоритму разбора предложения.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм разбора предложения.

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространённое оно или нераспространённое?
  4. О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.

 

 

III этап. Выполнение практического задания
1. Работа с раздаточными материалами к практической работе
Цель – научить студентов анализу текстовой информации, разработке конструкта урока и упражнений для формирования навыков синтаксического разбора. Работа в малых группах.

«Разработка конструкта урока по теме «Синтаксический разбор предложения»

-Цель и задачи учебного занятия;- Ход урока ( оргмомент; совместная формулировка темы и цели урока; словарная работа; актуализация необходимых теоретических знаний; работа в группах; физкультминутка; самостоятельная работа (дифференцированная); рефлексия; домашнее задание)
IVэтап. Оценка результатов деятельности
Цель – формировать у студентов самооценку. Опрос по выполненному практическому заданию.

 

Похвала за проделанную работу.

Представление плана урока по теме «Синтаксический разбор предложения»

 

V этап Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы .
Цель – формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности, потребности к самообразованию. Конспект-схема «сравнение словосочетания и простого предложения». Составление конспекта.

Список использованной литературы

  1. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – 7-е изд., стер., — М.: издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
  2. Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2016 г. – 144с.
  3. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/ составитель А.Б.Малышкин – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208с.
  4. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М.: ТЕРРА, 2009. – 89 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК ВИД УПРАЖНЕНИЯ»