ВЫПУСК 2

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: проблемы, перспективы и инновации

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА — ВАЖНЫЙ ШАГ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПО В ГБПОУ НГК

17
Автор: Н.В. Кедяркина, Н.В. Какорина, Н.Б. Крашенинникова, к.пед.н, преподаватели ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Научно-исследовательская работа

Современная система подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования не должна ограничиваться достигнутыми результатами, она должна постоянно обновляться, совершенствоваться,  обогащаться современными средствами и способами обучения, формами и методами работы.

В настоящее время образование из способа просвещения отдельных индивидов преобразуется в механизм развития культуры, общества и человека, а его развивающая функция становится основополагающей, определяющей дальнейшую траекторию развития социума (1.с.15).

Универсальным средством подготовки будущих педагогов в колледже является создание на базе ГБПОУ НГК в 2017 году инновационной площадки ФГБУ «Российская академия образования».

Цель созданной инновационной площадки — проектирование и апробация новых подходов и методов подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта (4).

Платформой создания площадки стал огромный, наработанный десятилетиями педагогическим коллективом опыт работы и преобразование его в единую современную систему (модель) подготовки педагогических кадров в условиях нового профессионального стандарта.

Ведущей деятельностью инновационной площадки является экспериментальная и исследовательская работа всех участников образовательного процесса.

Исследовательская деятельность по своим характеристикам вполне соответствует инновационным средствам образования. Ее достоинство в том, что она является продуктивной деятельностью, по мнению многих ученых, с помощью введения в учебный процесс элементов исследовательской деятельности можно существенно повысить качество, уровень образования, знаний у обучающихся (2.).

Она позволяет постоянно находиться в состоянии творческого подъема и исследовать огромный круг проблем.

Более того, экспериментальная работа требует тиражирования педагогического опыта как в практических формах — мастер — классах, семинарах — практикумах, так и публикациях (формах литературной продукции) -рефератах, научных статьях, докладах,  тезисах с  подробным описанием работы,  и путей ее реализации в педагогической практике.

Поэтому создание инновационной площадки является важным шагом в целенаправленной системной работе по совершенствованию процесса обучения в колледже.

Творческая группа педагогов, организованная для работы на инновационной площадке, разработала план реализации инновационного проекта и определила основные его этапы развития до 2021 года.

В данной публикации рассмотривается два направления деятельности первого (подготовительного) этапа работы инновационной площадки, запланированного на 2017-2018 учебный год.

1 направление.  Совершенствование системы подготовки молодых специалистов. Значительное содействие в решении этой задачи оказывает созданный в 2013 году в ГБПОУ НГК ресурсный центр «Педагог будущего». Он является важной составной частью системы подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Ресурсный центр открывает большие возможности для инновационной работы, является механизмом перехода на опережающую подготовку молодых специалистов.

Ресурсный центр включает в себя несколько лабораторий, оснащенных современным оборудованием, используемым в образовательном процессе:

  • лаборатория художественно – эстетического развития;
  • лаборатория информационных технологий;
  • сенсорная комната «Звездное детство»;
  • лаборатория здоровьесберегающих технологий;
  • музыкальный салон.

Каждая лаборатория представляет собой мини исследовательский центр, на базе которого для студентов и преподавателей колледжа, педагогов г. Н.Новгорода, Нижегородской области, а также соседних регионов Приволжского федерального округа проводятся семинары, мастер-классы, тренинги и практикумы, направленные на приобретение навыков работы с инновационными образовательными технологиями, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В лаборатории здоровьесберегающих технологий, оснащенной современным физкультурным и фитнес оборудованием, проводятся учебные занятиях по методике ФИЗО для обучающихся, а также семинары: «Фитнес в образовательной организации», «Элементы йоги и Пилатеса на занятиях в ДОУ и школах», «Организация физкультурных занятий для детей с ОВЗ» и другие.

В лаборатории художественно — эстетического развития студенты осваивают нетрадиционные технологии рисования и продуктивные виды деятельности: песочную анимацию, квиллинг, пейп-арт, скапбукинг, пуантилизм и др.

В лаборатории информационных технологий проводятся семинары-практикумы по информационно-коммуникационным технологиям в образовании: работа со Smart — доской, документ-камерой, интерактивной партой, системой голосования, создание динамических обучающих презентаций в Power Point; разработка дидактических игр для интерактивной доски в программе Smart Notebook.

В сенсорной комнате «Звездное детство» на тренингах под руководством психолога студенты обучаются возможностям использования сенсорного оборудования для коррекции эмоционального состояния, состояния тревожности и агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Музыкальный салон, оборудованный современными электронными музыкальными инструментами для инновационный деятельности педагогов и студентов, стал неким социально-музыкальным пространством, которое открыло широкие возможности для профессионального и личностного роста.

Для преподавателей колледжа в центре организуются семинары-практикумы по современным образовательным технологиям, призванным обеспечить активизацию обучающихся на занятиях: «Шесть шляп», «Мозговой штурм», «Интеллект – карты», «Интернет-проекты» и др.

Дальнейшая работа в ресурсном центре направлена на проведение серии по освоению системы дистанционного обучения  Moodle, организации и проведения экзаменов в соответствии с критериям и стандартом WorldSkills Russia по педагогическим специальностям, а также методики работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.

Планируется пополнение материально-технической базы центра: мобильный планетарий для подготовки студентов к чемпионату WorldSkills Russia, роботоконструкторы, а также дидактические материалы по методикам дошкольного, начального образования и методикам МУЗО.

Таким образом, роль ресурсного центра в работе инновационной площадки велика.  База центра позволяет разрабатывать и внедрять инновационные программы, методики, используя высокотехнологичное оборудование, демонстрировать наработанный опыт и передавать его коллегам из других учебных заведений путем проведения семинаров по системе очного и дистанционного обучения, организовать обучение по проведению демонстрационного экзамена по педагогическим специальностям.

2 направление: Проектная деятельность.

Проектная деятельность, как специфическая форма творчества, является универсальным средством развития человека в целом. Ее можно использовать в образовательных и воспитательных целях при работе с учащимися школ, воспитанниками ДОУ, студентами колледжа и других образовательных учреждений.

Для студентов колледжа проектная деятельность является эффективным средством профессионально-личностного роста. Проект представляет собой пошаговое осуществление образа будущего. При этом на каждом из этапов проекта обнаруживается разный педагогический потенциал, обуславливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности (3, с.3-4).

Эффективность работы инновационной площадки напрямую зависит от активного взаимодействия в создании проектов преподавателей и студентов колледжа.

Студенты ГБПОУ НГК принимают активное участие в разработке совместных с педагогами творческих проектов, в ходе которых приобретается необходимый практический опыт, формируются общие и профессиональный компетенции заложенные ФГОС.

Например, студенты специальности Музыкальное образование ведут исследовательскую работу по актуальным темам подготовки и обучению детей музыке: «Внедрение современных музыкально-педагогических технологий на уроках музыки в школе», «Использование ЭМСО в повседневной жизни детского сада», «Музыкально-творческое развитие школьников в процессе занятий на электронно-музыкальных инструментах» и т.д.

А с 2016 года студенты-музыканты под руководством опытных педагогов организуют социально-музыкальные проекты для детей. Цель таких проектов — учебно-просветительская деятельность учащихся школ и воспитанников дошкольных учреждений.

Содержание и форма реализации музыкальных проектов разнообразна. Она включает в себя концертную учебно-исполнительскую деятельность, творческую музыкально-театральную работу, как совместно с педагогами, так и в индивидуальном порядке. Так проект «Музыкальный альбом», рассчитанный для слушателей младшего и среднего школьного возраста, включает пять проектов-концертов: «Вечер русского романса», «От барокко до современности». Для слушателей дошкольного возраста он включает пять музыкально-театральных композиций: кукольный спектакль «Колобок», музыкальный водевиль «Наши соседи», сказка — опера «Теремок».

Совместная разработка и воплощение проектной деятельности оказывает огромное влияние на развитие познавательных способностей, активизацию творческого потенциала, социально-эмоциональное, духовно-нравственное развитие всех участников проекта, как исполнителей, так и слушателей, а также на профессиональное становление будущих педагогов музыки.

Таким образом, реализация первого (подготовительного) этапа работы инновационной площадки в колледже показала, что, имея большой педагогический опыт, инновационные и материально технические ресурсы, возможности РЦ «Педагог будущего», создание совместных творческих проектов направлено на совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта.

Использованная литература.

  1. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива развития образования. — Екатеринбург, 2009. — 264с.
  2. Подласый И.П.Педагогика : Учебник для высших учеб. заведений /И.П.Подласый.- М.: Академия, 2008.- 465с.
  3. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений /И.А. Колесникова М.П., Горчакова-Сибирская; под ред. И.А.Колесниковой. — М.: Академия, 2005. — 288с.
  4. Приказ Министертва и социальной защиты РФ от 08.09. 2015 N608н» Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения,профессионального образованияи и дополнительного профессионального образования». Режим доступа  http zdcollege.ru/teachers/profstandart-spo.pdf

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

г. Нижний Новгород

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА — ВАЖНЫЙ ШАГ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПО В ГБПОУ НГК